Дефицит бюджета возникает, когда расходная часть бюджета больше доходной (и, напротив, профицит означает превышение доходов над расходами). Несмотря на то что дефицит бюджета обычно считают отрицательным явлением, это не всегда верно. Он, скорее, отражает проводимую долговую политику и политику в части приватизации (в широком смысле – продажу/покупку земли и акций), предоставления кредитов юридическим лицам и муниципалитетам и управления остатками средств на счетах.
Дефицит обычно означает привлечение долговых обязательств, которые необходимо будет погашать в дальнейшем. Поэтому главным становится вопрос целесообразности заимствований. Если они производятся в инвестиционных целях и предполагают дальнейший рост налоговых доходов, это одна ситуация. Если заимствования производятся на финансирование текущих расходов, т. е., как говорят, «проедаются», то при тех же условиях это можно назвать негативным явлением. Вторым фактором раскрытия природы дефицита бюджета является социально-экономическая обстановка в регионе, та или иная фаза экономического цикла региональной экономики.
Отдельного рассмотрения требует ситуация дефицитности/ профицитности бюджета в условиях кризиса. С одной стороны, субъекты должны стремиться к сокращению дефицита, но, с другой стороны, возложенные на них полномочия по предоставлению государственных услуг и другие расходные обязательства никем не снимаются и требуют финансирования.
Дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ
Рассмотрим динамику дефицита консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2008 и 2009 гг. По состоянию на конец 2008 г почти в половине регионов страны (41) собственные расходы консолидированных бюджетов превышали доходы, однако не более чем на 8 % (рис. 7.1). Под собственными расходами подразумеваются расходы бюджетов за вычетом субвенций, перечисляемых из бюджетов других уровней, т. е. расходы на исполнение собственных расходных обязательств региона и органов местного самоуправления. По состоянию на конец 2009 г. дефицит бюджета наблюдался в 58 субъектах РФ, при этом в 12 регионах (г. Москва, Костромская, Вологодская, Архангельская, Астраханская, Нижегородская, Рязанская, Саратовская области, Красноярский край, Республика Карелия, Северная Осетия – Алания и Чеченская Республика) он составлял более 10 % расходов бюджета за вычетом субвенций. Максимальный объем дефицита консолидированного бюджета составлял 15,2 % собственных расходов (Вологодская область).
7.2. Дефицит бюджетов субъектов РФ
Далее рассмотрим динамику дефицита бюджетов субъектов РФ на основе отчета об исполнении бюджетов субъектов РФ в 2008 и 2009 гг По состоянию на конец 2008 г. в 42 регионах наблюдался дефицит бюджета субъектов РФ (рис. 7.2), три из которых испытывали недостаток средств в размере более 10 % собственных расходов (Архангельская и Ульяновская области и Ненецкий автономный округ). При этом в 14 из этих регионов по состоянию на конец 2009 г. наблюдался профицит бюджета. Однако следует отметить, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. количество дефицитных регионов возросло до 56, при этом в 13 из них (г. Москва, Костромская, Вологодская, Архангельская, Астраханская, Нижегородская, Белгородская, Липецкая, Саратовская области, Пермский край, Республика Карелия, Северная Осетия – Алания и Чеченская Республика) дефицит составлял более 10 % собственных расходов региона. Максимальный объем дефицита наблюдался в Вологодской области – 19,2 % собственных расходов консолидированного бюджета.
На следующем этапе анализа рассмотрим динамику дефицита консолидированного бюджета субъектов РФ с января по декабрь 2009 г., основываясь на проведенной в разд. 1 классификации субъектов РФ по уровню экономического развития и отраслевой структуре. Для этого было рассчитано отношение размера дефицита (профицита) бюджета субъектов РФ за отчетный месяц к среднегодовым собственным расходам за 2009 г. на основе ежемесячных отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ в 2009 г.
Первая группа – это агломерации городов федерального значения, наиболее ярким представителем которой является г. Москва, где на конец 2008 г. наблюдался дефицит бюджета в размере 26,3 млрд руб. (2 % расходов за вычетом субвенций), а на конец 2009 г. дефицит бюджета г. Москвы увеличился более чем в пять раз и составил 145,4 млрд руб. (12,8 % расходов за вычетом субвенций). Что касается динамики с января по декабрь 2009 г., то отметим, что дефицит бюджета наблюдался на протяжении девяти месяцев в году и достиг максимума в сентябре 2009 г. – 99,5 % собственных расходов региона (рис. 7.3). Благоприятными месяцами, когда доходы превышали собственные расходы, были январь, март и июль (соответственно 34,5, 13,9 и 37,8 % собственных расходов).
Аналогичная динамика наблюдалась в г. Санкт-Петербурге, за исключением апреля, когда доходы превышали расходы за вычетом субвенций на 38,2 % собственных расходов. В январе недостаток средств компенсируется накопленными остатками на счетах, пик в марте объясняется поступлением налоговых платежей в бюджет по годовым отчетам, а в апреле и июле – поступлением квартальных платежей в бюджет. В Московской области дефицит бюджета наблюдался в феврале, июне, августе, ноябре и декабре. Аналогичная динамика была в Ленинградской области, однако там дефицитными были еще май и сентябрь 2009 г., максимальный размер дефицита наблюдался в декабре 2009 г. – 96 %.
Увеличение расходов в июне, а следовательно, и появление дефицита бюджета в данном месяце объясняется необходимостью выплаты заработной платы и отпускных работникам сферы образования, а в декабре – погашением кредитов и финансированием капитальных расходов. Однако в Ханты-Мансийском автономном округе дефицит бюджета также наблюдался в мае и октябре (8,7 и 4,7 % собственных расходов соответственно), в Ненецком автономном округе – в мае, августе и сентябре (16,4, 44,5, 19,5 % соответственно), а в Томской области – в сентябре (32,1 %). В Республике Коми наблюдается более гладкая динамика: дефицит бюджета наблюдался с января по июнь 2009 г., максимум был в феврале (40,1 % собственных расходов), далее дефицит стал сокращаться и с июля по сентябрь 2009 г. бюджет республики был профицитным, а с октября по декабрь регион снова испытывал недостаток бюджетных средств.
Ситуация в Сахалинской области отличается от ситуации в остальных субъектах данной группы, что связано с распределением доходов от добычи полезных ископаемых на основе соглашения о разделе продукции. С января по март в области происходило наращивание профицита бюджета (рис. 7.5). Пик в марте объясняется поступлением в бюджет годовых платежей. Далее с апреля по июнь наблюдался дефицит бюджета, максимум которого пришелся на июнь – 120,2 % собственных расходов, затем в июле снова возник профицит бюджета в размере 54,5 %, который в августе снизился до 15,8 % собственных расходов, а с сентября по декабрь 2009 г. в области снова наблюдался недостаток бюджетных средств.
Для всех субъектов с диверсифицированной промышленностью характерны наличие дефицита бюджета в феврале, июне, сентябре и декабре 2009 г., за исключением Иркутской области, где в феврале и декабре 2009 г. доходы превышали расходы за вычетом субвенций, и наличие профицита бюджета в марте, апреле и июле 2009 г., за исключением Пермского края, где в июле 2009 г. наблюдался дефицит бюджета в размере 20,7 % собственных расходов (рис. 7.6). Среди субъектов данной группы можно выделить регионы, у которых в мае наблюдался профицит бюджета, – Республика Башкортостан, Самарская и Омская области (у остальных регионов в мае 2009 г. – дефицит) и регионы, у которых в августе наблюдался дефицит бюджета, – Республика Башкортостан, Нижегородская, Самарская и Новосибирская области. Также можно отметить Нижегородскую, Новосибирскую и Белгородскую области, которые начали испытывать нехватку бюджетных средств уже в январе 2009 г.
Республика Татарстан выделяется на фоне других регионов данной группы в связи с крупными инвестиционными расходами, осуществляемыми данным регионом. Динамика дефицита данного региона очень неравномерна. Нехватку бюджетных средств республика испытывала в январе, мае, июле, ноябре и декабре. Дефицит бюджета в январе 2009 г. в размере 16,6 % собственных расходов превращается в феврале 2009 г. в профицит в размере 27,2 % расходов за вычетом субвенций и далее в марте и апреле сокращается до 6,8 % собственных расходов (рис. 7.7). В мае снова констатируется наличие отрицательного сальдо бюджетных расходов (50,5 %), а в июне 2009 г., в отличие от остальных субъектов данной группы, в Татарстане наблюдается резкий рост профицита бюджета (80,8 %), который «тает» в июле 2009 г., превращаясь в значительный дефицит – 114,7 % собственных расходов. В августе ситуация налаживается и наблюдается положительное сальдо бюджетных доходов и расходов – 15,4 % расходов за вычетом субвенций соответственно, которое к октябрю 2009 г. сокращается до 9,7 %. В ноябре и декабре 2009 г. дефицит бюджета был равен соответственно 3,6 и 55,3 % собственных расходов региона.
Динамика дефицита субъектов РФ с повышенной долей черной металлургии в структуре ВРП характеризуется наличием дефицита бюджетных средств в феврале, мае, июне, сентябре, ноябре и декабре 2009 г. (рис. 7.8). Исключение составляют Свердловская и Мурманская области, у которых – у одной в феврале, у другой в декабре 2009 г. – наблюдался профицит бюджета в размере 12,1 и 9,3 % собственных расходов бюджета соответственно, а также Республика Хакасия, динамика которой шла в первом полугодии 2009 г. с небольшим опозданием: профицит в мае и дефицит в июне и июле. Следует отметить, что в Челябинской области нехватка бюджетных средств была также в апреле 2009 г. в размере 2,2 % собственных расходов, а в Красноярском крае бюджет являлся дефицитным с февраля по июнь 2009 г., при этом пик пришелся на июнь 2009 г. (67,8 % собственных расходов) и повторился с сентября по ноябрь.
Группу субъектов РФ со средним уровнем развития в зависимости от динамики дефицита можно разделить на две подгруппы: регионы, имеющие в феврале 2009 г. профицитный бюджет, и регионы, у которых в феврале 2009 г. был дефицит бюджетных средств. Общей тенденцией для двух данных подгрупп является наличие дефицита бюджета в мае, июне и сентябре. Большая часть регионов данной группы характеризуется недостатком бюджетных средств с октября по декабрь 2009 г.
К первой подгруппе относятся шесть регионов из 16 (рис. 7.9), среди которых как исключение выделяется Костромская область, характеризующаяся отсутствием дефицита в июне 2009 г. и его наличием в марте и июле 2009 г. в размере 29,7 и 53,5 % собственных расходов соответственно, и Тамбовская область, которая в августе 2009 г. испытывала небольшую нехватку бюджетных средств в размере 5,2 % собственных расходов и избыток в октябре и ноябре 2009 г.
Большинство субъектов РФ с повышенной долей машиностроения в структуре ВРП имеют дефицит бюджетных средств в мае, июне, сентябре и III квартале 2009 г. (рис. 7.II). Исключение составляет Ульяновская область, где на протяжении первых трех кварталов 2009 г. недостаток бюджетных средств был отмечен лишь в августе 2009 г. на уровне 7 % собственных расходов. Следует выделить пять регионов из группы, отличающихся наличием отрицательного бюджетного сальдо в феврале 2009 г., – это Владимирская, Калининградская, Калужская, Рязанская области и Хабаровский край (15,6, 13,1, 17,1, 24,6 и 2,8 % собственных расходов соответственно). Калужская, Калининградская и Пензенская области также имели дефицит бюджетных средств в марте 2009 г. (11,4,11,4 и 12,7 % собственных расходов соответственно), а Ярославская и Рязанская области – в августе 2009 г. (8,2 и 3,9 % соответственно).
Общей тенденцией в динамике дефицита большинства субъектов РФ является наличие двух положительных пиков: в марте или апреле и в июле, что можно объяснить сезонностью поступлений платежей в бюджет, и отрицательного пика в июне 2009 г., что связано с выплатой заработной платы и отпускных работникам сферы образования. Исключение составляют регионы, осуществляющие значительные инвестиционные расходы, такие, как Республика Татарстан, и регионы, где действуют особые налоговые режимы, такие, как режим соглашения о разделе продукции в Сахалинской области.
Также следует отметить, что в большей части регионов в январе 2009 г. бюджет был профицитным благодаря накопленным за 2008 г. остаткам на счетах. Исключение составляли 11 субъектов РФ, потерявших значительную часть своих доходов уже в первые месяцы кризиса. В декабре 2009 г. лишь в семи субъектах РФ доходы превышали собственные расходы, что связано с финансированием расходов на выплату заработной платы за декабрь и с выполнением обязательств по финансированию капитальных расходов.