Найти в Дзене
Тёмная Эстетика

Marilyn Manson, сюжетная линия про Антихриста (часть 3)

Оглавление

Если вы не читали предыдущие две части, то начните с них. И так, Triptych, Антихрист, Мэрилин Мэнсон. Финал трилогии. Мэрилин Мэнсон был профессиональным троллем с самого начала музыкальной карьеры своей группы, но этот альбом сделал его королём эпатажности: в 90-ые не было ни одного другого артиста кто бы был более скандальным и ненавистным во всей Америке чем ММ. Надо сказать, что позади этого была хорошая причина: политическая верхушка США крайне усиленно работала над созданием образа идеальной США – "лучшей страны мира", а популярность политизированного творчества ММ была звонкой пощечиной, которая их сильно задела. Мэнсона можно с лёгкостью назвать самым протестным американским музыкантом того десятилетия. Они от ММ так и не отстали, пока он не отошел от политических тем куда подальше. В то же самое время, ММ удачно попал под так называемую satanic panic, что сделало ММ любимой мишенью всех христианских консерваторов, из-за его антихристианской лирики и неприемлемого образа. Дополнительно масла подливает в огонь тот факт, что в поддержку этого альбома Мэнсон получил официальный статус сатаниста: Антон ЛаВей, основатель Церкви Сатаны, лично 'крестил' Мэнсона. Сам ММ говорил, что он атеист и не верит ни в Бога, ни в Дьявола, а в орден он вступил из-за личной дружбы с ЛаВеем. С свою очередь, ЛаВей наверняка в усмотрел в крайне скандальной персоне ММ возможность дополнительно прорекламировать свою церковь. Является ли ММ до сих пор её членом – вроде бы неизвестно.

Antichrist Superstar

Второй альбом в дискографии. Здесь не мало использования эстетики тоталитаризма и фашизма, подобно раннему индастриалу, но ММ перенёс это на новый уровень. На этом альбоме Мэнсон смог сделать то, что не удалось практически всем остальным рок/метал группам с сатанинской/антихристианской лирикой – создать релиз абсолютного зла. В чем же секрет 'злого' успеха? Наверное в том, что он не пускается не в какое дарк фэнтези и лирика этого альбома весьма конкретна, а не абстракта. Его зло не оторвано от реального мира, наоборот, оно крайне реалистично. Кстати, аналогичное можно сказать и про библию – она слишком оторвана от реальности чтобы быть убедительной, как в плане своего концепта добра, как в плане своего концепта зла, так и в плане всего остального. Она слишком бредова и противоречива. Здесь же то зло в которое очень легко поверить, потому что здесь в принципе не так много во что верить, его можно просто знать. События сюжета как бы разворачиваются в вымышленном мире, но этот мир буквально практически ничего не отличает от нашего. Блэк и дэт метал нервно курит в сторонке. Здесь зло не угарно и не является некой оппозиционной силой. Зло это не весело и зло 'настоящего' мира людей всевластно, никакие так фиктивные святыни не в состоянии ничего ему противопоставить. В метале нередко можно встретить некую романтизацию зла, особенно в блэк метале, где зло противопоставляется несправедливости мира, коррумпированной власти, отдушина для "не таких как все" и т.д. Здесь зло это и есть несправедливость мира, коррумпированной власти, и оно работает против всех, не важно насколько ты такой или не такой как все.

-2

Главным героем истории является так называемый The Worm. Подобно Адаму из первой части, Ворм из последней части хорошо видит и понимает неидеальность мира в котором они живут – Holy Wood, и пытается устроить революцию против него. В отличии от Адама, Ворм оказывается успешен, но в процессе что-то в нём меняется, он начинает понимать, что люди не заслуживают спасения и свободы. Ворм возненавидел весь людской род, становится тираном и диктатором, и привёл мир к намного большему злу чем то зло от которого он его спас. Во визуальном оформлении альбома много намёков не только на всякую чернуху и сатанизм, но и на оккультизм и каббалу.

Cycle I: The Heirophant

1. Irresponsible Hate Anthem

2. The Beautiful People

3. Dried Up, Tied And Dead To The World

4. Tourniquet

Честно говоря, я всегда думал, что эта часть посвящена отцу Антихриста. В этом есть определённая твёрдая логика: первые две песни знакомят нас с миром и с личными взглядами конкретного человека, третий трек отсылает к теме секса, четвёртый – о расставании с женщиной, а следующая часть альбома начинается с детства Антихриста. Быть может этой женщиной даже является Кома из предыдущих двух частей трилогии. Однако похоже, что на самом деле предполагалось, что на альбоме просто нарушена хронология – первая часть альбома это ретроспективные воспоминания Ворма. К слову, Heirophant это одно из многих альтернативных 'имён' Ворма на альбоме.

Irresponsible Hate Anthem и The Beautiful People это один большой жирный средний палец Америке 90-ых. The Beautiful People все знают как чуть ли не как самый главный хит в карьере Мэнсона, но в плане лирики Irresponsible Hate Anthem обладает большим провокаторским потенциалом, особенно с её мемной строчной "я родился с недостаточно большим количеством средних пальцев" и наиболее неполиткорректной фразе в карьере Мэнсона "каждый из нас является чьим то н*гг*ром". Думаете в наше время реально такое опубликовать? Да щас прям. Dried Up, Tied And Dead To The World использует некоторую степень сексуализации, но похоже, что это одна из тех песен, что отсылает к негативным сторонам поп-культуры, к её фальшивости в частности. На этом альбоме есть ещё одна песня об этом – Mister Superstar, но вообще, данный вопрос полноценно был раскрыт на серединной части трилогии, в истории Альфы и Омеги. Tourniquet в целом слабо вписывается в концепт альбома и на то есть хорошая причина – лирика к этой песне была написана Мэнсоном задолго до основания группы. Учитывая хитовость The Beautiful People и её важность в плане концепта альбома, опубликую её лирику целиком:

I don't want you and I don't need you
don't bother to resist, I'll beat you
It's not your fault that you're always wrong
the weak ones are there to justify the strong
The beautiful people, the beautiful people,
It's all relative to the size of your steeple
You can't see the forest for the trees,
and you can't smell
your own sh*t on your knees
There's no time to discriminate,
hate every mother*cker
that's in your way
Hey you, what do you see?
Something beautiful, something free?
Hey you, are you trying to be mean?
If you live with apes, man, it's hard to be clean
The worms will live in every host
it's hard to pick which one they eat most
The horrible people, the horrible people
it's as anatomic as the size of your steeple
Capitalism has made it this way,
old-fashioned fascism
will take it away
Hey you, what do you see?
Something beautiful, something free?
Hey you, are you trying to be mean?
If you live with apes, man, it's hard to be clean
There's no time to discriminate,
hate every motherf*cker
that's in your way
The beautiful people

Cycle II: Inauguration Of The Worm

5. Little Horn

6. Cryptorchild

7. Deformography

8. Wormboy

9. Mister Superstar

10. Angel With The Scabbed Wings

11. Kinderfeld

Тут названия песен прям переполнены альтернативными 'именами' Ворма. С определёнными отступлениями от основной темы, данная часть альбома покрывает большую часть биографии Ворма, от самого рождения, как он становится знаменитой рок-звездой, как он набирает свою силу. Интересно, что Мэнсон изредка появляется в роли рассказчика который пытается предупредить мир об Антихристе, но похоже, что он разговаривает сам с собой и никто его не слышит. Развитие Ворма напоминает развитие персонажа Адама, но в отличии от Ворма, похоже, что Ворм не знает сострадания, как и не обладает какой либо ярко выраженной душевной слабостью (или ещё чем нибудь таким, что делало бы его более человечным). Видимо поэтому Ворм победил там, где Адам проиграл. Deformography и Mister Superstar поднимают темы фанатичной озабоченности фанатов своими кумирами. В Angel With The Scabbed Wings и Kinderfeld уже явно намекается на то, что злая сторона личности в Ворме побеждает и что он может стать чем-то намного больше и опаснее чем очередная большая рок-звезда. "This is what you should fear, you are what you should fear" говорит зацикленная фраза в конце Kinderfeld.

Cycle III: Disintegrator Rising

12. Antichrist Superstar

13. 1996

14. Minute Of Decay

15. The Reflecting God

16. Man That You Fear

И вновь несколько новых 'титулов' Ворма. Не уверен, где именно в предыдущих песнях подразумевалось, что Ворм победил в своей борьбе, тут Ворм уже больше не Ворм, он стал полноценным Антихристом, предал свои бывшие идеалы и повернулся против людей которых до этого он вроде бы пытался спасать. История противостояния прошла полный круг: песня Antichrist Superstar заканчивается зацикленной фразой "when you are suffering, know that I had betrayed you", эта же фраза звучит единожды в самом начале Irresponsible Hate Anthem. Ворм стал тем, против чего боролся. Лирика Antichrist Superstar:

You built me up with your wishing hell
I didn't have to sell you
You threw your money in the pissing well
you do just what they tell you
REPENT, that's what I'm talking about
I shed the skin to feed the fake
REPENT, that's what I'm talking about
Whose mistake am I anyway?
Cut the head off
Grows back hard
I am the hydra
Now you'll see your star
Prick your finger it is done
the moon has now eclipsed the sun
the angel has spread its wings
the time has come for bitter things
REPENT, that's what he's talking about
I shed the skin to feed the fake
REPENT, that's what he's talking about
Whose mistake am I anyway?
Cut the head off
Grows back hard
I am the hydra
Now you'll see your star
The time has come it is quite clear
Our antichrist
is almost here...
It is done.
Cut the head off
Grows back hard
I am the hydra
Now you'll see your star
When you are suffering, know that I have betrayed you

В Antichrist Superstar и 1996 Антихрист наконец-то себя явил миру в своей полноценной форме. На этом триумфальное настроение Антихриста заканчивается: Антихрист пускается в саморазрушение и хочет с самой прихватить весь мир, что находит своё отражение в Minute Of Decay и The Reflecting God. Man That You Fear это крайне обманчивая песня, если просто воспринимать её слова на слух, а не читать лирику. Может сложится будто Ворм рассуждает о своей безрадостной жизни и о болезненном разрыве отношений, но на самом деле никаких отношений там нет: Антихрист окончательно разочаровался во всём и всех, и решает устроить мучительный Конец Света для человеческой расы. Эта песня так же имеет личный смысл, за пределами концепта альбома – ещё будучи маленьким Мэнсона считали 'не таким', включая его родную мать, и в итоге он вырос в взрослого мужчину и стал 'не таким'. Можно даже сказать, что весь альбом имеет двойной смысл, позади вымышленной биографии вымышленного Антихриста стоит история жизни настоящего Мэрилин Мэнсона. Таким образом, ММ стал занозой в з*днице Америки как личная вендетта за себя самого (или по крайней мере не без этого). Другими словами, это очередная история о том как общество само себе создаёт франкенштейнов. И в этом больше правды чем может показаться на первый взгляд – он учился в христианской школе, против своей воли. Так что если вы вдруг думаете, что пичкать детей религией это хорошая идея, то взгляните как ещё раз на Мэрилин Мэнсона.

Что тут ещё можно сказать. В данной трилогии Antichrist Superstar определённо играет роль абсолютного зла. Mechanical Animals был идеальным добром которое разбилось об неидеальный мир, Holy Wood (In The Shadow Of The Valley Of Death) был чем-то промежуточным между этими версиями добра и зла. Концовка Man That You Fear заканчивается зацикленной фразой "when all of your wishes are granted, many of your dreams will be destroyed". Несмотря на всю кажущуюся всесильность зла, Ворм не смог стать счастливым в этом мире, потому что зло счастья не приносит. Антихрист был самым могущественным человеком планеты и он смог достигнуть абсолютно всего чего когда либо хотел, но это не помогло найти ему своё место в мире, и место того чтобы примириться с миром, он его уничтожает. Последнюю зацикленную фразу альбома можно считать синонимом более привычного русскому уху "бойся своих желаний, ибо они могут сбыться", а так же тем, что при достижении своих желаний результат может быть сильно иным, чем ты себе там навоображал. Таким образом, результат достигнут, но мечта – разрушена. Думаю, каждый из нас знаком с ситуациями когда действия приносили совсем не те плоды которые хотелось.

-3

Если же говорить о музыке, то как по мне, то Antichrist Superstar является лучшим альбомом в истории индастриального рок/метала. И если посмотреть на то какие люди были связаны с работой над данным альбомом, помимо самого ММ и других членов группы, то это действительно можно назвать opus magnum жанра. На альбоме присутствовало несколько человек от Nine Inch Nails, включая самого Трента Резнора. А NIN вообще-то до ММ были единственной сверх-мейнстримной группой индастиала, а так же крайне влиятельной группой на развитие индастриал рока. Резнор помогал со звуком и продакшеном, а так же сыграл некоторые партии гитары и синтов. Помимо Резнора, над общим звучанием альбома и некоторыми элементами визуального образа так же работал Дэйв Огилви, звукач и один из основателей Skinny Puppy – другая крайне влиятельная группа индастриал рока, более старая чем NIN. На этом альбоме есть влияние Ministry, одной из первых групп индастриал метала и первые популяризаторы жанра. В эстетике альбома даже есть что общего с Throbbing Gristle, самой первой индастриал группы 70-ых. Даже Джонатан Дэвис из Korn какое-то время присутствовал во время записи, в качестве зрителя. ММ эксплуатировал гот-индастриал имидж, только вместо помпезности он выбрал криповость и неестественность. Таким образом можно сказать, что всё то, что делали более старые индастриальщики в итоге нашло свой логический конец и достигло вершины на альбоме Marilyn Manson "Antichrist Superstar" (1996).