В списке Московских царей второе, после Ивана IV Грозного, место занимает "малоизвестный в широких кругах" царь Саин-Булат хан или как более привычно для нас Симеон Бекбулатович. Интересно что третьим если подходить формально значится все тот же Иван Грозный. "Правил" Симеон недолго, чуть меньше года, но тем не менее правил и титул имел Великого князя всея Руси.
Так что все по-настоящему. Так кем же он был, что смог попасть на трон и остаться в живых в такое непростое время. А ведь он пережил и Ивана Грозного и его сына, и царя Бориса и его сына, и царя Шуйского и всех лжеДмитриев? А был он ни много ни мало, прямым потомком Чингисхана. Его прадед, Ахмат-хан правил Большой Ордой, его отец был султаном Ногайской орды, в документах той эпохи его именовали астраханским царевичем. Так что насчет родовитости у него было все нормально. Чингизиды тогда "котировались" даже выше Рюриковичей, ведь русские князья были в вассальном подчинении у ханов Золотой Орды. И какое бы себе происхождение Грозный не придумывал в письмах к западным монархам, предки его были вассалами предков Саин-Булата.
Поэтому и отношение к нему было немного другое. По принципу "все бояре и князья равны, а Симеон Бекбулатович немного ровнее". В конце шестидесятых годов XVI века Иван Грозный делает его ханом Касимовского ханства, полу самостоятельного государства в подчинении у Москвы. В 1573 году, по настоянию царя, Саин-Булат крестится под именем Симеон, а через три года женится на княгине Анастасии Мстиславской внучке младшей сестры Великого князя Василия III.
Вместе с будущим тестем возглавляет русское войско в неудачной Ливонской войне. А в 1575 году наступает его звездный час. Иван Грозный "отрекается" от трона и сажает Симеона на Московское царство. "…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…" Надо думать, сделано это было не просто так для потехи, как принято об этом думать. Какая уж тут потеха, когда такое дело затевается, прижать церковь и заставить ее "поделиться" землями с царем, а стало быть государством. Никого лучше для такого дела найти и нельзя было. Ставить своего, русского князя никакого смысла не было, а вот крещенный басурманин, да еще такой родовитый, все-таки Чингизид, к тому же хоть и дальний, но родственник по жене - самое то.
И ведь все получилось, Симеон Бекбулатович отобрал у епископств и монастырей все жалованные грамоты на земли, они были уничтожены. Затем Иван как будто недовольный таким поворотом событий смещает Симеона и вновь становится на царство, возвращая вновь написанные грамоты духовенству, естественно, не забывая и себя. А что же Симеон? Примерно наказан на страх остальным? Да нет, царь ставит его на Тверское княжество, с титулом Великого князя, с правами распоряжаться на своей земле почти полновластно, вплоть до права судить и жаловать подданных. Вот так наказание. После смерти Грозного, Симеона с княжества скорее всего скинули, в летописях его упоминают уже без титула. Что подтверждает особое к нему отношение Ивана IV. Новая метла по-новому метет. Но на этом история второго венчанного царя не закончилась, после смерти сына Грозного, царя Федора Ивановича, бояре, не желая на престоле Бориса Годунова, хотели избрать на царство Симеона, что подтверждает его легитимность. Пришлось Годунову подсуетиться. Есть ряд свидетельств того, что он приказал ослепить Симеона. Целуя крест и Борису, и его сыну, каждый боярин должен был обещать "царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…" Симеона свели с удела на отчину в село Кушалино. ЛжеДмитрий первый приказал постричь его в иноки, а Василий Шуйский приказал сослать его на Соловки. Вот как боялись "шутовского царя", знать имел он права на престол. По Сеньке видать шапка Мономаха была. В Москву он вернулся уже стариком при Михаиле Романове. Жена и дети давно умерли и для новой династии видимо никакой опасности он не представлял. Умер бывший царь в 1616 году. На надгробии была надпись: "Лета 7124 году генваря в 5 день преставился раб Божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан".
Буду рад комментариям)))
#история россии #иван грозный #симеон бекбулатович #чингизиды #рюриковичи #