Найти тему
Антология Музыки

Плагиат в музыке: находим чужие мотивы…

Скажем сразу: плагиат – весьма распространенное в мире явление. Пока идут споры, можно ли безнаказанно копировать народную музыку; можно ли использовать цитаты из известных произведений; можно ли создавать клоны произведений без разрешения авторов и так далее – композиторы вновь и вновь пишут и выдают за новинки то, что давно на слуху у многих любителей музыки… Одни такие произведения вызывают широкий резонанс – особенно если авторы оригиналов: а) знамениты, б) проживают в одной стране, в) амбициозны и полны решимости судиться с подражателем. Но есть и такие, кто либо давно ушел из жизни и не имеет наследников, готовых бороться за его права, либо не хочет тратить время и деньги на адвокатов, чтобы доказать свой приоритет, либо – просто не знает о копиях своих произведений, появившихся вдали от родины.

В нашей стране «золотое время» для плагиаторов наступило в конце 80-х, когда на сцену вышли из «подполья» рок-группы, которые ранее распространяли свои произведения на магнитофонных лентах, которые находились вне поля зрения агентств по охране авторских прав. Теперь они получили возможность выпускать альбомы на виниловых пластинках, попав таким образом в правовое поле и сделав свою музыку общедоступной. С тех пор – и до наших дней - музыкальные критики не перестают находить в музыке того периода множество «цельнотянутых» песен, исполненных именно этими группами.

Но наш разговор – не о рок-группах, которых достаточно часто обсуждают в Сети, а о случаях заимствования мелодий знаменитыми композиторами и исполнителями. Несколько примеров подобного творчества – в сегодняшней подборке.

Замечательный певец Юрий Охочинский записал большое количество каверов на песни своих кумиров – Ф.Синатры, Э.Хампердинка и других, честно указав композиторов копируемых произведений. Но вот он выпускает на диске, назвав себя автором, песню, которая очень напоминает известную советским меломанам балладу американки Дорис Дэй, когда-то вышедшую в СССР на пластинке «Вокруг света»:

-2

Композитор Алексей Мажуков в 1969 году написал песню Всё до поры, которую записала на пластинку певица Нина Бродская. Песня не стала хитом, поэтому мало кто обратил внимание на созвучие мелодии с хитовой «Be My Baby», которая обошла мир несколькими годами раньше. Наверное, еще и потому, что ее популярность нашей страны не коснулась – в 1963 году внимание меломанов было сосредоточено на Битлз…

-3

Широкоизвестные композиции мастера электронной музыки Эдуарда Артемьева к кинофильмам знаменитых советских режиссеров обретали свою жизнь и вне экрана, звучали с пластинок, по радио и ТВ. А тема «Поклонники» из кинофильма «Раба любви» даже стала заставкой популярного «Бесогона». Тем временем мелодия очень сильно напоминает давно ставший стандартом латинской музыки мировой хит 1969 года, который, кстати, у нас успешно исполнила певица Пелагея

-4

В отборочном туре конкурса «Песня года-1999» Надежда Бабкина спела песню композитора «русского шансона» Грегори Спектора (убрав на диске почему-то из его фамилии одну букву). Однако песня эта принадлежала совсем другим авторам: она прозвучала в фильме 1946 года «Джильда», где героиня Риты Хейворт исполняла ее голосом певицы Аниты Эллис. В 1989 году мелодия стала значительным танцевальным хитом благодаря Grace Jones, которая включила ее в свое «Бразильское попурри» В свое время песня выходила и на советской пластинке в исполнении незабвенной Тамары Таубэ.

-5

«Притчей во языцех» стала композиторская деятельность нашего известного хитмейкера Игоря Крутого. Время от времени появляются его хиты, прямо или отдаленно напоминающие известные шлягеры международной эстрады. Песня, которая здесь представлена, в этих списках пока не упоминалась – вероятно, потому, что певец представил ее слушателям на английском языке, что подразумевало иностранного автора...

-6

В заключение послушаем тему Евгения Крылатова к фильму 1984 года «Гостья из будущего». Внимательный слушатель легко найдет в ней фрагменты из более ранних произведений, написанных… Йоганном Себастьяном Бахом и Полом Маккартни. Плагиатом это не является - эта пьеса Й.С.Баха уже была переработана в эстрадный хит: в 1940 году саксофонистом Фредди Мартином, а в 1965 году принесла мировую известность девичьей группе The Toys.

-7