В педагогике существует такой момент: когда ребенок просит прощения за проступок, он должен принести «плод искупления». Иначе ребенок будет мыслить следующий образом: «Чтобы не ругали, скажу, что виноват и больше так не буду». Разумеется, в следующий раз малыш будет следовать той же стратегии. Его совесть постепенно затухает, и ребёнок развращается. Причем чувства вины озорник больше не испытывает, он «дал слово», общение, а дальше всё идет, как и раньше. Не похоже ли это на ситуацию с таинством исповеди? Мы осознаём вину перед Христом, идем к аналою, перечисляем свод грехов и всё, вина снята, живи как и раньше. А ведь после разрешительной молитвы, исповедник целует Крест и Евангелие, в знак отречения от грехов, обещание Богу доброй совести. На Руси даже существовал обычай «целовать Крест», как бы давая высшую клятву. Это проблема современной церковной жизни, что за проступком не следует исправление. Ведь зачем исправляться если батюшка, итак, грехи разрешит? Епитимью сегодня почти ник