Найти тему

«Батюшка итак разрешит»: исповедь без покаяния

В педагогике существует такой момент: когда ребенок просит прощения за проступок, он должен принести «плод искупления». Иначе ребенок будет мыслить следующий образом:

«Чтобы не ругали, скажу, что виноват и больше так не буду».

Разумеется, в следующий раз малыш будет следовать той же стратегии. Его совесть постепенно затухает, и ребёнок развращается. Причем чувства вины озорник больше не испытывает, он «дал слово», общение, а дальше всё идет, как и раньше.

Не похоже ли это на ситуацию с таинством исповеди? Мы осознаём вину перед Христом, идем к аналою, перечисляем свод грехов и всё, вина снята, живи как и раньше.

А ведь после разрешительной молитвы, исповедник целует Крест и Евангелие, в знак отречения от грехов, обещание Богу доброй совести. На Руси даже существовал обычай «целовать Крест», как бы давая высшую клятву.

Иллюстрация. Фото: tatmitropolia.ru
Иллюстрация. Фото: tatmitropolia.ru

Это проблема современной церковной жизни, что за проступком не следует исправление. Ведь зачем исправляться если батюшка, итак, грехи разрешит? Епитимью сегодня почти никому не дают, ибо не понесет человек.

В раннехристианском труде «Пастырь Ерма» указано, что покаяние возможно в крайнем случае только 2 раза в жизни. Позже, во времена Константина, когда в Церковь вошло множество вчерашних язычников Римской империи, строгость поумерили, однако оставались епитимьи, некоторые длились десятилетиями.

Сегодня никто такого подвига понести не в силах, но проблема в том, что замену этим непосильным наказаниями так и не установили. В церкви до сих пор действуют каноны поздней античности и средневековья, которые никак не применимы в современных реалиях.

Вот и остается пастырям призывать к покаянию применяя метод «пряника», в надежде, что метод «кнута» или лучше сказать «духовной дисциплины» миряне применять к себе сами.