Статью с философским названием "Как быть ?" в "За рулём", №8 за 1976 год, нельзя назвать иначе, как антирекламой "Жигулей" и призывом к читателю хорошо подумать, стоит ли ему вообще покупать такую машину, или лучше всё же остановиться на чём-нибудь попроще, вроде "Москвича". Сегодняшнему поколению автомобилистов такой призыв, наверное, уже малопонятен, но на самом деле он был вполне актуален в те годы и продиктован печальным опытом "провинциальных" автолюбителей, которые не подумав купили модные "Жигули", а потом испытывали проблемы с их обслуживанием.
Дело в том, что даже спустя шесть лет после освоения в производстве итальянского "чуда техники" в отдалённых регионах страны, и даже просто мелких населённых пунктах, наблюдались серьёзные трудности со снабжением новинки запчастями, маслами и квалифицированным сервисом. При этом, если наши машины чинились в основном "на коленке" и были широко унифицированы по "расходникам", то для ремонта "Жигулей" зачастую требовались особые условия, а многие детали и узлы вообще были рассчитаны только на замену на новые, без возможности ремонта (например, неразборный двухрядный подшипник "помпы"). И если проблема с отсутствием "93-го" бензина худо-бедно решалась переводом на доступный повсеместно "76-й", то, скажем, на основном в те годы масле АС-8 (М-8Б) двигатель "Жигулей" работать отказывался наотрез, требуя специальных масел группы "Г" (хотя тот же москвичёвский мотор АС-8 переваривал совершенно спокойно). И таких "нюансов" было море. Из-за всего этого были даже регионы, в которых "Жигули" вообще официально не продавались.
И да - это ещё раз на тему того, какие это такие были у нас особые условия эксплуатации, что иномарки считались для них непригодными без обширной адаптации.
Текст самой статьи:
Как быть ?
«Чтобы обслужить свои «Жигули», я должен отпрашиваться с работы на два-три дня, — пишет в редакцию В. Лошак из Енисейска. — Каждый раз для этого делаю пробег почти в тысячу километров».
«Как быть мне, если в нашем городе Верхняя Салда Свердловской области нет магазина, торгующего запчастями, а ближайшая СТО — в соседнем городе?» — это строки из письма Г. Нерослова. Положение В. Риванова из Сургута Тюменской области и того сложнее: «В городе нет станции обслуживания. До ближайшей, тюменской СТО 660 километров лету, автомобильной дороги нет. Также нет возможности переправить туда автомобиль и по железной дороге».
Нет-нет, да и придут в редакцию такие письма. И спрашивают владельцы «Жигулей»: как им быть? что делать? Просят помощи. Но редакция в этих случаях помочь чем-либо не может. Ведь если автомобиль сломался или требуется обслуживание, то надо на СТО или дома осмотреть машину, выявить неполадку, заменить неисправные детали, использованные масла, жидкости и так далее. Приобрести же все это можно только в автомобильных магазинах и на СТО. А ни тех, ни других поблизости нет, и по мановению волшебной палочки они, конечно, не появятся. Круг, как говорят автолюбители, попавшие в трудное положение, замкнулся.
Что ж, давайте попробуем разобраться в сложившейся ситуации.
Современный автомобиль — такой, как «Жигули», — имеет довольно сложную конструкцию, которая обусловливает его высокие эксплуатационные качества и надежность. Но эти достоинства машины реализуются при строгом соблюдении правил по эксплуатации и уходу, с ними связано применение специальных высококачественных масел, смазок, бензина, квалифицированное обслуживание. Именно поэтому Волжский автозавод настоятельно рекомендует проводить его на станции, несмотря на то что при определенном навыке некоторые операции могли бы выполнить своими силами автолюбители. Только в условиях СТО, где на специализированных постах работают квалифицированные люди, возможно хорошее обслуживание.
Сеть таких станций автосервиса расширяется с каждым годом. Уже сейчас построено свыше тридцати спецавтоцентров и более сотни СТО Волжского автозавода. В недалеком будущем планируется ввести в действие еще почти столько же станций. Так что общая пропускная способность их планомерно возрастает, как и густота сети. Но, чтобы завершить эту работу, нужно, конечно, время. И не следует спешить впереди его покупкой «Жигулей». Ведь даже в «Порядке получения выигрышей» денежно-вещевой лотереи записано: «В автономных республиках и областях, в которых не производится продажа автомобилей «Жигули»... владельцу выигравшего билета выдается автомобиль «Москвич-412». А не продают их в этих областях потому, что еще невозможно гарантировать квалифицированное обслуживание и ремонт.
Так как же все-таки быть? На этот вопрос однозначно не ответишь. Каждый решит свою проблему по-своему: один, может быть, продаст машину, другой будет ездить по разным городам и тормошить знакомых в поисках запчастей, третий продолжит эксплуатировать автомобиль как получится, а кто-то, возможно, прочитав эти строки, откажется от задуманной покупки, чтобы приобрести более подходящую для себя, не столь требовательную машину.
Учитывая конкретные условия и возможности, каждый будет, очевидно, прав по-своему, но мы все же предупреждаем будущих автолюбителей: выбирая машину, изучите её запросы, постарайтесь объективнее оценить возможности ее эксплуатации в вашей местности, чтобы не пришлось потом спрашивать, как быть.
P.S.
Кстати, интересно, что "Москвич-412ИЭ" стоил дороже, чем ВАЗ-21011 - 6376 руб. против 6030 руб. Так что формально, "по деньгам", победитель лотереи, которому вместо "одиннадцатой" доставался "Москвич", был даже в выигрыше. А какой из этих автомобилей выбрали бы вы в те годы ?