Найти тему
С Богом по жизни

ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

(Читаем Бытие 3—5)

“Бытие - не независимая книга, которую можно толковать саму по себе”, - утверждает Герхард фон Рад. Не может быть никакого сомнения, что Бытие - это ключ ко всему. Два примера иллюстрируют исключительную важность Бытия по отношению к остальной части Библии. Это речь Иисуса Навина перед Израилем в Сихеме (Иис. Н. 24:2-13), в которой он делает краткий обзор истории Израиля, как она изложена в Бытии. И это когда Стефан делает обзор истории Израиля, основываясь на Бытии. Если человек действительно хочет понять, о чем идет речь в Ветхом Завете, то он прежде всего должен понять Бытие. И точно так же, если человек хочет понять Новый Завет и, в частности, разобраться в служении Иисуса Христа и возникновении церкви, он должен понимать Бытие.

Бытие написано в формате “великой истории”. Бог знает, что мы хорошо запоминаем истории, поэтому Он излагает Бытие в форме историй. В Быт. 1 и 2 Бог завершает процесс творения Своим наиболее благородным усилием, сотворением человечества. Бог дает человечеству свободу выбора. Свобода дает радость. Мужчина и женщина живут в согласии с Богом. Их взаимоотношения отличаются исключительной красотой, а взаимное общение обогащает каждого. Нет сожаления, нет вины греха. Нет проблем, нет слез. Нет ни домов по уходу за престарелыми, ни больниц, ни сиротских домов. Взаимоотношения человечества и Бога - это взаимоотношения близости и гармонии.

РАЗРУШЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог...» (Быт. 3:1).

И тут что-то начинает вмешиваться в эти взаимоотношения. А взаимоотношения между Богом и человечеством - это то, чему посвящено Бытие. Это то, чему посвящена Библия. Это то, ради чего пришел Христос. Это то, ради чего появилась Церковь. Бытие посвящено взаимоотношениям между Богом и человечеством, а также между человеком и человеком. Упустить этот момент означает упустить возможность понять то, что должно произойти. А должен произойти разрыв этих взаимоотношений.

Искуситель появляется в маске. Обратите внимание, что он приходит к мужчине и женщине не в красном костюме с вилами в руках, пытаясь привлечь к себе внимание. Нет, зло приходит, облачившись в религиозное участие - с разговорами о Боге и о том, кто такой Бог. Сатана не является человечеству в виде атеистического монстра, который говорит: “Сегодня я уничтожу ваш рай... Бог - это иллюзия... На самом деле Он не существует!” Нет, сатана подкрадывается и говорит: “Сегодня я хотел бы поговорить с вами о Боге”. Естественно, это вызывает доверие у любого человека и показывает, что искуситель верит в Бога. Он планирует свою стратегию с набожностью и Писанием. Он выглядит святым, почтительным, обеспокоенным и искренним. Он начинает искушать.

Искушение осуществляется частично из-за того, что человечество не узнает искусителя как искусителя. Перед нами то, что один ученый называет “религиозным дьяволом”, а я бы подчеркнул, что он всегда религиозен. Больше всего он беспокоится о религии, Боге, человеке и наших взаимоотношениях с Богом. Итак, между мужчиной, женщиной и искусителем начинается обсуждение.

«...И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1).

Этот вопрос задевает Еву за живое. Искуситель зароняет в мужчину и женщину два ядовитых семени. Вот одно из них: “На самом деле Бог не такой, как вы думаете. Верить в Бога - это хорошо. Вполне можно отдавать Ему кое-что, но при этом удерживайте что-нибудь и для себя. Хорошо будет даже, если вы отдадите Ему центральную часть, но только оставьте себе края”. Из ответа Евы уже видно, что она, самым настоящим образом, приняла это ядовитое семя, заключающееся в том, что Бог действительно очень отличается от того, как она понимает Его.

«...Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4, 5).

Вот второе ядовитое семя: “Вы не должны доверять благости Бога”. Когда сатана говорит ей “нет, не умрете”, он, конечно же, имеет в виду: “Бог не сделает этого с вами”. Он сеет сомнение в Божьей доброте в ее сердце: “Если Бог сделает это, то тогда Он не будет хорошим”. Если сатана вобьет в человеческое сердце, что Бог может быть недобрым - если я когда-либо поверю, что Бог недобр, то тогда я могу допустить и другие вещи по отношению к Богу: “Он может не любить меня; Он может не заботиться обо мне; Он может даже не существовать как Бог”. Искуситель говорит: “Вы можете сами решать свои дела. Вы будете, как Бог. Вы будете отличать добро от зла так же, как это делает Бог. Но Бог знает, что если вы вкусите этот плод, то станете подобны Ему, а Он не хочет, чтобы вы были такими, как Он”.

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела...» (Быт. 3:6).

Искуситель атакует женщину с трех основных направлений искушения. “И увидела жена, что дерево хорошо для пищи” (жажда удовлетворения требований плоти), затем женщина увидела, “что оно приятно для глаз” (то, чего жаждет наш взор), и, наконец, она увидела, “что дерево... вожделенно, потому что дает знание” (тщеславие). Вот три основных направления, по которым сатана всегда подкрадывается к человечеству. Новый Завет назовет это похотью плоти, похотью глаз и гордостью житейской (1 Ин. 2:16). Каждый из этих путей ведет в самое сердце человеческой природы.

Решение ослушаться Бога для Адама и Евы - это осуществление их свободного выбора. Бог не запрограммировал нас, как компьютер. Бог не сделал нас марионетками с веревочками, дергая за которые можно заставить нас подчиниться Ему. Бог сотворил нас и дал нам свободу выбора, после чего сказал, по сути: “Выбирайте: или вы будете Мне покорны, или вы будете Мне непокорны”. Какое великолепное выражение любви. Это дар сотворенным по образу Божьему. Отсюда идет духовность. Это означает, что у нас есть свобода. Но свобода всегда идет рука об руку с ответственностью. Итак, женщина собирается воспользоваться своей свободой выбора, и после этого начнут проявляться серьезные последствия ее действий. “И взяла плодов его, и ела”.

Но вы знаете, что произошло с Евой, когда она ослушалась Бога, не так ли? Каждый раз, когда мы, пользуясь свободой выбора, решаем ослушаться Бога, мы умираем. Она начала умирать духовно. Она поставила себя в положение, в котором наступает разлука с Богом. Она сделала этот выбор. Как только она делает выбор, наступает первое серьезное последствие - духовная смерть. Теперь она будет духовно отделена от Бога. “...И дала также мужу своему, и он ел” (Быт. 3:6). У них сразу же появилось чувство стыда. Они ощутили зло внутри себя. И чувство вины. Грех подрывает наше чувство собственного достоинства и нашу способность по достоинству оценить других. Он разрывает нашу связь с Богом и человеком. Наше знание зла заставляет нас, подобно Адаму и Еве, почувствовать себя “нагими” в присутствии любящего Отца.

Затем в сад входит Господь и Он задает первый вопрос в Ветхом Завете: “Где ты?” (Первый вопрос в Новом Завете: “Где родившийся Царь Иудейский?”) Он не спрашивает о местонахождении. Он спрашивает: “Где те взаимоотношения, которые когда-то у нас были? Мы когда-то были близки. Мы любили друг друга. Мы шагали в ногу. Я любил тебя. Ты любил Меня. У нас была взаимность. Что случилось с этими взаимоотношениями?” И человек ответил: “Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся”. О, как рассудительно! Как по-человечески звучит! Это хороший ответ, если вы человек. “Я спрятался, потому что я наг”, - приводит доводы человек. Но Бог задает Адаму прямой вопрос: “Разреши одну маленькую проблему: кто сказал тебе, что ты наг? Как ты узнал о своем состоянии? Когда ты начал прятаться от Меня? Когда у тебя появилось чувство вины? Когда ты стал недоволен собой? Когда у тебя появилась низкая самооценка? Когда ты стал занижать ее? Кто сказал тебе, что ты наг?” Человек тут же начинает обвинять: “Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел”. А женщина обвиняет змея. Оставшуюся часть главы, естественно, составляет проклятие. Бог осуждает змея, женщину и мужчину испытать на себе последствия своих действий.

Понимаете ли вы то, что эта история рассказывает нам о нас самих? У нас есть свобода делать собственный выбор, выбирать собственные мысли, выбирать собственную вечность. Мы выбираем свои взаимоотношения. Мы выбираем, как мы будем себя чувствовать по отношению к самим себе. Мы выбираем, как мы поступим с ответственностью. Мы сами делаем этот выбор - очень серьезный выбор. А у выбора есть неизбежные последствия. В истории сказано: “И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни” (Быт. 3:24). Взаимоотношения разорваны. “ОбщностьБога и человечества нарушилась. Горизонтальных взаимоотношений больше нет.

РАЗРЫВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Проходит время, и вот Каин и Авель каждый совершают свои жертвоприношения Господу Богу. Каин приносит в дар плоды земли. Авель же приносит Господу жирные части первородных из своего стада. Господь говорил им, что приносить. Авель выполнил Его указание. А его брат - нет. Поэтому Господь с большим одобрением посмотрел на Авеля и его жертвоприношение: “Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его...” (Евр. 11:4). У Каина зарождается чувство ревности и зависти. Он решает разорвать отношения со своим собственным братом. “...Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его” (Быт. 4:8), - но нападение Каина на Авеля начинается с его неконтролируемого гнева. “Каин сильно огорчился и поникло лицо его” (Быт. 4:5). Еврейское слово, переведенное “огорчился”, означает “гореть”. Каин, по-видимому, чувствует сильное негодование и глубокую враждебность, которые приводят к подавленному настроению и убийству Авеля.

«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6, 7).

Представляется, что Бог говорит Каину: “Я помогу тебе восстановить добрые взаимоотношения со Мной. Я подниму тебе настроение. Но ты должен делать то, что правильно. Если ты примешь решение не делать то, что правильно, то грех, как зверь, лежит в ожидании тебя у твоей двери, и он уничтожит тебя, если ты с ним не совладаешь”. Идея этого текста проста и ясна: человечество было сотворено, чтобы над ним господствовал Бог, иначе человечество превратится в раба греха из-за своих страстей и желаний. Быть рабом Бога означает вечную жизнь. Быть рабом греха означает вечную смерть. Каин делает свой выбор и убивает брата.

См. также урок «ВЕРА АВЕЛЯ И НЕВЕРИЕ КАИНА»

При разрыве взаимоотношений между человеком и Богом рвутся и все другие горизонтальные связи. Разрываются брачные отношения. Разрываются семейные отношения. Разрываются дружеские отношения. Разрываются отношения в обществе. Все рвется. И, как сказал один ученый, “когда человечество решило объединиться в грехе, мы разъединились во всем другом”. Осколки всего этого лежат теперь у ног Творца. Все взаимоотношения, которые Он создавал, разбиты вдребезги.

«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9).

Каин не испытывает никакого раскаяния в своей страшной жестокости по отношению к Авелю. Настолько чудовищна эта жестокость, что Иоанн будет предупреждать христиан не забывать о примере Каина: “Не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны... Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей” (1 Ин. 3:12, 15). Сердце Каина настолько грубеет, что раскаяние ему становится просто неведомо. Он задает вопрос, который затем подхватило все человечество: “Разве я сторож брату моему?”

Мы создали целые университеты, пытаясь найти ответ на этот вопрос. Мы финансируем всевозможные исследования в поисках ответа на этот вопрос. Мы роемся в истории, но так и не находим ответа на этот вопрос. Несу ли я какую-либо ответственность перед другим человеком? Этот вопрос по-прежнему преследует человечество. “Разве я сторож брату моему?” Мы по-прежнему цитируем его в наших речах. О нем по-прежнему пишут поэты. Режиссеры по-прежнему снимают на эту тему фильмы. Вот вопрос, который лежит в самом сердце и самом центре всех проблем человеческих взаимоотношений. Нет на земле более глубокого вопроса. Несу ли я ответственность за свое поведение по отношению к другим людям? Когда в этот мир пришел Иисус, то Он дал ответ на этот вопрос. По-видимому, религиозным людям просто очень легко неправильно понять служение Иисуса. Религиозные люди Его дней смотрели и не видели, что, когда Он помогал прокаженному, кормил голодную, заботился о страждущем... что то была душа одного из них, взывающая о помощи. Иисус поднял их души и продемонстрировал Свою любовь, положив Свою душу рядом с их душами. Служение Иисуса отвечает на этот вопрос. Иисус говорит, что это то, чему посвящена вся наша религия. Это то, чему посвящена вся книга Бытие. Прежде всего, это ваши взаимоотношения с Богом. Потому что вы сторож брату своему, это также ваши взаимоотношения с вашим ближним.

Поэтому мы, в церкви, должны любить друг друга. Мы никогда не должны делать то, что сделал Каин. Мы никогда не должны обижать друг друга. Почему Иисус говорит это? Потому что в этом суть. Мы становимся христианами, чтобы быть сторожем друг другу. Почему мы служим тем, кто в тюрьме? Почему мы выходим на улицы и кормим голодных? Почему мы собираемся вместе, чтобы поклоняться Богу? Почему люди приходят к нам в Церкви и становятся членами наших общин? В чем суть этой религии? В истории взаимоотношений с Богом. Прежде всего, в любви к Богу, а затем в любви к ближнему, как и к самому себе.

Эта история возвращает нас к тому времени, когда люди появляются на земле и начинают заселять ее, когда рвутся взаимоотношения и их фрагменты падают к ногам Творца. Один автор, которого я читал, готовясь к серии уроков, посвященных Бытию, сказал, что Быт. 3 - это самая печальная глава в Библии. Вполне возможно.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Иисус Христос пришел спустя сотни лет и сделал серьезное заявление: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня” (Ин. 14:6). Теперь есть путь. Теперь есть истина. Теперь есть жизнь. Теперь есть путь вернуться назад к Нему. Теперь есть путь восстановить отношения с Ним. Теперь есть путь для меня понять, что я - сторож брату своему. Когда я делаю выбор, этот выбор сказывается на других людях. Взаимоотношения можно восстановить через Христа. Но в этом то и секрет! Как мы приняли решение разорвать их, так мы должны и принять решение об их восстановлении. Выбор за нами. Разве это не прекрасно? Разве это не убедительно? Разве это не потрясающе? Разве это не волнует ваш дух, ваше сердце и ваши эмоции? Вас никто не заставляет быть духовно отделенным от Бога вечно. Вот благодать, величие и любовь Бога. Он дает это во Христе, чтобы вернуть нас Себе и друг другу. Оставайтесь в Нем. Умирайте в Нем, потому что у вас есть жизнь, которую Он дал вам.

#грех #грехопадение #адам и ева #христианство #религия #бытие #бытиё