сочетаются стабильные и инновационные процессы, между которыми есть существенные различия и противоречия. Оба процесса взаимно дополняют друг друга: состояние стабильного процесса определяет инновационные задачи, а результаты инновационной деятельности реализуются в стабильном процессе.
Различают три логических формы инновационного процесса:
простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
Простой внутриорганизационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
Наиболее простой моделью инновационного процесса является инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных этапов и стадий. Этапы определяют последовательность прохождения пути от научного знания к реальному продукту.
Начальной стадией инновационного процесса является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве. Стадия «наука» включает: фундаментальные исследования (ФИ); прикладные исследования (ПИ); проектно-конструкторские работы (ПКР).
На стадии производства осуществляется выпуск продукции на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного процесса. Эта стадия включает этап освоения производства продукции (ОП), который предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции; собственно производство продукции (П).
Использование новой продукции происходит в сфере потребления. Здесь выделяются следующие этапы: реализация новой продукции (Р); эксплуатация новой продукции потребителем (Э) с возможным включением послепродажного обслуживания различных технических устройств, приобретенных потребителями.
В управлении организацией и стадиями инновационной деятельности важно представлять сочетание трех жизненных циклов: жизненного цикла спроса на вид продукции (ЖЦС), жизненного цикла технологии (ЖЦТе) и трех ее разновидностей (стабильный, плодотворный и изменчивый) и жизненного цикла товара (ЖЦТо) с фазами (выведение на рынок, ускоренный рост, замедленный рост, зрелость, упадок), а также, жизненный цикл организации-инноватора (создание, становление, зрелость, перестройка, упадок).
Фундаментальные исследования (ФИ) включают две стадии: 1. ФТИ — фундаментальные теоретические исследования; 2. Поисковые НИР.
Потенциал научных знаний по результатам проведения ФТИ и поисковых НИР представляет собой весьма важный интеллектуальный продукт, который в силу своих особенностей не имеет рыночной стоимости.
В целостной системе инновационной деятельности прикладные исследования и разработки проводятся после выполнения поисковых НИР. Основными целями прикладных НИР, является определение количественных характеристик метода удовлетворения той или иной потребности экономики общественного производства.
Инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых НИР, на втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные НИР, на третьем этапе выполняются разработки со стадиями — опытно-конструкторские (ОКР) и проектно-конструкторские работы (ПКР), на четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товара.