менеджмента. Инновационный менеджмент – это система подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала России в целом, каждого предприятия, каждой организации в частности; взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью организации, связанные с созданием новых потребительских ценностей, освоением их производства, распространением и использованием, введением в хозяйственный оборот и коммерциализацией. Объектом инновационного менеджмента выступают процессы инновационно-технологического развития.
Для понимания сущности инновации рассматриваются две тенденции существования организации: функционирование – поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, качественной определенности, сущностных характеристик, а также развитие – приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды; направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. Выделяются два уровня: первый представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегии инновационного развития, социально-организационных изменений, а также, других экономических и социально-философских концепций, объясняющий механизм функционирования экономических систем; второй являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а поэтому носит функционально-прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применению новейших приемов и методов мотивационного воздействия на персонал, улучшение технико-технологических систем, продуктовых и финансовых потоков.
Экономическое развитие, основой которого выступает деятельность по воплощению инновационных процессов в новых продуктах, технологиях и социальной жизни. Принципиальные различия обычного и инновационного производственного процесса, при этом определяются внутренняя и внешняя эффективности, и две концепции развития: маркетинговая, и концепция "технологического проталкивания". Внутренняя эффективность означает «правильное изготовление вещей», т.е. эффективную организацию производства в соответствии с современными принципами и подходами управления, а внешняя эффективность подразумевает изготовление «правильных вещей», т.е. необходимо найти такие виды продукции и услуг, которые бы наилучшим образом удовлетворяли потребности общества. Маркетинговая концепция подразумевает производство продукции, «втягиваемой рынком», вызванной потребностями рынка, а концепция «технологического проталкивания» основана на НИОКР и возможностях технологии.
Сущность понятий «инновация» и «новшество», их принципиальные различия, а также классификация инноваций (в частности классификация А.И. Пригожина). Некоторые авторы предлагают рассматривать и употреблять «инновацию» и «новшество» как синонимы. Другие разводят их, понимая под новшеством новый порядок, обычай, метод, явление, а под инновацией – процесс использования новшества.
Волновая теория Н.Д.Кондратьева, который определил, что в основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40—60 лет находится смена пассивной части капитала (здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и т.д.). В средние промышленные циклы протяженностью в 7—10 лет входит замена активной части капитала (станочное оборудование, транспортные средства и т.п.). Короткие волны в 3—3,5 года распространялись на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции промышленности.
"Деловые циклы" Йозефа Шумпетера, который привел три разновидности циклов. Первый цикл был связан с промышленным переворотом, начало которому положило развитие промышленности в Великобритании. Второй совпал с появлением железных дорог, машиностроения, пароходов и продолжился до 90-х гг. XIX столетия. Третий был связан с применением в промышленности электроэнергии, изобретением двигателя внутреннего сгорания, развитием химической промышленности.
"Деловые циклы" Йозефа Шумпетера напрямую связаны с технологическим укладом и его фазами (зарождение, рост, угасание). Технологический уклад — это единый технический уровень производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками однородных ресурсов, базирующихся на общих источниках рабочей силы и общем научно-техническом потенциале.
Диффузия инноваций – это распространение освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Важно знать, что диффузные процессы дают возможность новому технологическому укладу занять доминирующее положение в общественном производстве.
Инновации выполняют свои функции. Можно выделить три основные функции: воспроизводственную, инвестиционную, стимулирующую.
Сфера инновационной деятельности, которая включает в себя рынок создания новшеств, рынок капитала и инвестиций, рынок научно-технического персонала, инновационную инфраструктуру, рынок конкуренции инноваций. В свою очередь элементы инновационной инфраструктуры интегрируются на метауровне в единую инновационную систему – национальную инновационную систему (НИС).