Найти в Дзене
люба баловнева

Процесс коммуникаций в инновационном менеджменте. Особенности инновационной деятельности предъявляют повышенные требования к

видам и формам коммуникаций в менеджменте. Характер инновационных преобразований, высокий риск предпри­нимательства, альтернативность подходов. Коммуникации в инновационном менеджменте классифицируются по направлениям осуществления, областям использования, способам и формам коммуникаций. Коммуникации используются практически во всех функциях инновационного менеджмента. Способы коммуникации имеют формальный и неформальный характер. Креативный элемент инновационной деятельности требует эффективных видов неформальной коммуникации (творческие встречи, конференции, симпозиумы, частные деловые беседы). Наиболее распространены содержательные виды коммуникаций, связанные с полнотой информации, достоверностью и качеством научных исследований Управление мотивацией - это намеренное воздействие на работника с целью повышения эффективности решения задач и достижения целей организации. Приводится сравнение двух подходов в теории мотивации: модели мотивации поведения через потребности по А.Маслоу и

видам и формам коммуникаций в менеджменте. Характер инновационных преобразований, высокий риск предпри­нимательства, альтернативность подходов.

Коммуникации в инновационном менеджменте классифицируются по направлениям осуществления, областям использования, способам и формам коммуникаций. Коммуникации используются практически во всех функциях инновационного менеджмента. Способы коммуникации имеют формальный и неформальный характер. Креативный элемент инновационной деятельности требует эффективных видов неформальной коммуникации (творческие встречи, конференции, симпозиумы, частные деловые беседы). Наиболее распространены содержательные виды коммуникаций, связанные с полнотой информации, достоверностью и качеством научных исследований

Управление мотивацией - это намеренное воздействие на работника с целью повышения эффективности решения задач и достижения целей организации. Приводится сравнение двух подходов в теории мотивации: модели мотивации поведения через потребности по А.Маслоу и процессуальной модели мотивации, основанной на применении теории ожидания в практике управления.

Контроль нацелен больше на самоконтроль, на стратегический контроль инноваций, на финансово-экономические виды контроля, построенные на процессуальном характере непрерывного обмена информацией. Маркетинг инноваций, классификация и характеристика категорий потребителей инноваций по их восприимчивости нового товара. Мероприятия для акцептирования и диффузии инноваций. Проводится анализ системы функций управления инновационной деятельностью. Рассматривается понятие "инновационный менеджер" и требования к его организаторским способностям (адаптационная мобильность, контактность, стрессоустойчивость и доминантность). Управление инновационной деятельностью организации состоит из следующих действий:

· постановка стратегических и тактических целей;

· разработка системы стратегий;

· анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска;

· анализ инфраструктуры;

· анализ возможностей фирмы;

· диагноз реально сложившейся ситуации;

· прогноз будущего состояния фирмы;

· поиск источников капитала;

· поиск патентов, лицензий, ноу-хау;

· формирование инновационного и инвестиционного портфелей;

· стратегическое и оперативное планирование;

· оперативное управление и контроль за научными разработками, их внедрением и последующим производством;

· совершенствование организационных структур;

· управление технико-технологическим развитием производства;

· управление персоналом;

· управление и контроль за финансами;

· анализ и оценка проектов нововведений;

· выбор инновационного проекта;

· оценка эффективности инноваций;

· процедуры принятия управленческих решений;

· изучение рыночной конъюнктуры, конкуренции и поведения конкурентов, поиск ниши на рынке;

· разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга;

· исследование и управление формированием спроса и каналов сбыта;

· позиционирование нововведения на рынке;

· формирование инновационной стратегии фирмы на рынке;

· устранение диверсификации рисков и управление рисками.

Предлагается представление инновационной деятельности в виде иерархически сложной, многоуровневой, многокомпозиционной модели инновационного менеджмента, где входные параметры - это материальные, энергетические, информационные и когнитивные (научные знания) потоки, выходные параметры - это новые процессы, продукты, услуги, прибыль, новые знания работников, рост производства, освоение новых сегментов и рынков, решение вопросов социальной ответственности, удовлетворенность работников. Внутренняя микросреда - это организационная, технологическая, социально-психологическая и технико-экономическая среда организации.

Принятие решений является заключительной процедурой в инновационном менеджменте, основывается на последовательности взаимосвязанных шагов, использовании всей полноты доступной информации, понимании альтернативности выбора, особое внимание уделяется оценке неопределенности и риска. Рыночные условия хозяйствования предъявляют высокие требова­ния к уровню конкурентоспособности производимой продукции. Эти требования на современном этапе развития общественного производ­ства в значительной мере определяются характеристиками экономич­ности, надежности и наукоемкости. Инновационному менеджменту, как и в целом управлению, присуща целенаправленность, т. е. возмож­ность находить такие решения, которые организационно и экономи­чески смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. Методология принятия решений в инновационном менеджменте базируется на интеллектуальном про­дукте эволюции системы знаний науки управления о методах воздей­ствия на людей в процессе инновационной деятельности.

При принятии такого рода управленческих решений следует исхо­дить из особенностей инновационных процессов и нововведений,. На­пример, если потенциал и степень прогрессивности новаций доста­точно высоки, то инновационные процессы нововведений могут выйти на межорганизационный уровень значимости и осуществляться как по научно-техническим программам, так и на конкурсных началах. Целесообразность конкурсного решения научно-технических проблем обусловливается стремлением уменьшить коммерческий риск инвес­торов, на который влияет недостаточно высокая результативность Работы субъектов инновационной деятельности. Принятие решения о многовариантном выполнении работ на конкурсных началах позво­ляет более рационально расходовать выделяемые ресурсы. Экономи­чески выгоднее провести конкурс среди прикладных НИР и проект­ных работ в составе ОКР, затраты на которые примерно в три раза меньше, чем на последующих этапах выполнения ОКР.

Однако было бы преждевременной акцией отклонять по результа­там конкурса варианты технических предложений (ТП), разработан­ных при проведении прикладных НИР. В принципе краткое содержа­ние ТП не дает еще убедительных аргументов для принятия решения о его неперспективности. Достаточно обоснованное решение можно принять только после окончания эскизно-технического проектирова­ния. Именно на этой стадии разработки образцов новой продукции могут появиться неординарные изобретения, которые повлияют на уровень ее конкурентоспособности.