видам и формам коммуникаций в менеджменте. Характер инновационных преобразований, высокий риск предпринимательства, альтернативность подходов.
Коммуникации в инновационном менеджменте классифицируются по направлениям осуществления, областям использования, способам и формам коммуникаций. Коммуникации используются практически во всех функциях инновационного менеджмента. Способы коммуникации имеют формальный и неформальный характер. Креативный элемент инновационной деятельности требует эффективных видов неформальной коммуникации (творческие встречи, конференции, симпозиумы, частные деловые беседы). Наиболее распространены содержательные виды коммуникаций, связанные с полнотой информации, достоверностью и качеством научных исследований
Управление мотивацией - это намеренное воздействие на работника с целью повышения эффективности решения задач и достижения целей организации. Приводится сравнение двух подходов в теории мотивации: модели мотивации поведения через потребности по А.Маслоу и процессуальной модели мотивации, основанной на применении теории ожидания в практике управления.
Контроль нацелен больше на самоконтроль, на стратегический контроль инноваций, на финансово-экономические виды контроля, построенные на процессуальном характере непрерывного обмена информацией. Маркетинг инноваций, классификация и характеристика категорий потребителей инноваций по их восприимчивости нового товара. Мероприятия для акцептирования и диффузии инноваций. Проводится анализ системы функций управления инновационной деятельностью. Рассматривается понятие "инновационный менеджер" и требования к его организаторским способностям (адаптационная мобильность, контактность, стрессоустойчивость и доминантность). Управление инновационной деятельностью организации состоит из следующих действий:
· постановка стратегических и тактических целей;
· разработка системы стратегий;
· анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска;
· анализ инфраструктуры;
· анализ возможностей фирмы;
· диагноз реально сложившейся ситуации;
· прогноз будущего состояния фирмы;
· поиск источников капитала;
· поиск патентов, лицензий, ноу-хау;
· формирование инновационного и инвестиционного портфелей;
· стратегическое и оперативное планирование;
· оперативное управление и контроль за научными разработками, их внедрением и последующим производством;
· совершенствование организационных структур;
· управление технико-технологическим развитием производства;
· управление персоналом;
· управление и контроль за финансами;
· анализ и оценка проектов нововведений;
· выбор инновационного проекта;
· оценка эффективности инноваций;
· процедуры принятия управленческих решений;
· изучение рыночной конъюнктуры, конкуренции и поведения конкурентов, поиск ниши на рынке;
· разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга;
· исследование и управление формированием спроса и каналов сбыта;
· позиционирование нововведения на рынке;
· формирование инновационной стратегии фирмы на рынке;
· устранение диверсификации рисков и управление рисками.
Предлагается представление инновационной деятельности в виде иерархически сложной, многоуровневой, многокомпозиционной модели инновационного менеджмента, где входные параметры - это материальные, энергетические, информационные и когнитивные (научные знания) потоки, выходные параметры - это новые процессы, продукты, услуги, прибыль, новые знания работников, рост производства, освоение новых сегментов и рынков, решение вопросов социальной ответственности, удовлетворенность работников. Внутренняя микросреда - это организационная, технологическая, социально-психологическая и технико-экономическая среда организации.
Принятие решений является заключительной процедурой в инновационном менеджменте, основывается на последовательности взаимосвязанных шагов, использовании всей полноты доступной информации, понимании альтернативности выбора, особое внимание уделяется оценке неопределенности и риска. Рыночные условия хозяйствования предъявляют высокие требования к уровню конкурентоспособности производимой продукции. Эти требования на современном этапе развития общественного производства в значительной мере определяются характеристиками экономичности, надежности и наукоемкости. Инновационному менеджменту, как и в целом управлению, присуща целенаправленность, т. е. возможность находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. Методология принятия решений в инновационном менеджменте базируется на интеллектуальном продукте эволюции системы знаний науки управления о методах воздействия на людей в процессе инновационной деятельности.
При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей инновационных процессов и нововведений,. Например, если потенциал и степень прогрессивности новаций достаточно высоки, то инновационные процессы нововведений могут выйти на межорганизационный уровень значимости и осуществляться как по научно-техническим программам, так и на конкурсных началах. Целесообразность конкурсного решения научно-технических проблем обусловливается стремлением уменьшить коммерческий риск инвесторов, на который влияет недостаточно высокая результативность Работы субъектов инновационной деятельности. Принятие решения о многовариантном выполнении работ на конкурсных началах позволяет более рационально расходовать выделяемые ресурсы. Экономически выгоднее провести конкурс среди прикладных НИР и проектных работ в составе ОКР, затраты на которые примерно в три раза меньше, чем на последующих этапах выполнения ОКР.
Однако было бы преждевременной акцией отклонять по результатам конкурса варианты технических предложений (ТП), разработанных при проведении прикладных НИР. В принципе краткое содержание ТП не дает еще убедительных аргументов для принятия решения о его неперспективности. Достаточно обоснованное решение можно принять только после окончания эскизно-технического проектирования. Именно на этой стадии разработки образцов новой продукции могут появиться неординарные изобретения, которые повлияют на уровень ее конкурентоспособности.