Найти тему
Пикник на обочине | ZODIAK.TRIP

Автотуризм в СССР. РАФ-04 - прицеп-дача, который опередил время

Оглавление

В далеком 1958 году РАФ представил опытный образец прицепа-дачи, которые в современном мире называют "караван". Давайте посмотрим как выглядел РАФ-04 и разберемся, почему он так и не пошел в серийное производство.

Характеристики и внешний вид

Разработали прицеп-дачу в конструкторско-технологическом бюро при Рижском заводе автобусных кузовов "РАФ" Минавтошосдора Латвийской ССР. Цельнометалличекий кузов РАФ-04 сконструирован на базе микроавтобусов РАФ-08 "Спридитис" и РАФ-10 "Фестиваль".

Внешние размеры РАФ-04 - 3570х1725х2100 мм, а вес составлял внушительные 950 кг!
На фотографии, вероятно, одна из модификаций прицепа-дачи РАФ-04. Источник - https://ru.cars.photo/
На фотографии, вероятно, одна из модификаций прицепа-дачи РАФ-04. Источник - https://ru.cars.photo/

Предполагалось, что основным тягачом для кемпера будет являться ГАЗ-М20 "Победа", поэтому подвеска РАФ-04 максимально унифицирована именно с ней. Рессоры, амортизаторы, колеса и даже колпаки - все это взяли от "Победы". Кроме того в конструкторском бюро спроектировали специальный фаркоп с беcзазорной сцепкой, который не требовал переделки кузова "Победы".

Тягач ГАЗ-М20 "Победа" и прицеп-дача РАФ-04. Источник - https://ru.cars.photo/
Тягач ГАЗ-М20 "Победа" и прицеп-дача РАФ-04. Источник - https://ru.cars.photo/
Индекс 04 означал количество спальных мест в советском автодоме. Все достаточно логично - в машине с комфортом может ехать 4 человека, на это же количество человек рассчитан автодом.

От вида такого автопоезда сворачивали голову все! Мальчишки, вечно спешащие по делам взрослые и старшее поколение.

Тягач ГАЗ-М20 "Победа" и прицеп-дача РАФ-04. Источник - https://ru.cars.photo/
Тягач ГАЗ-М20 "Победа" и прицеп-дача РАФ-04. Источник - https://ru.cars.photo/

По прибытию на место стоянки (отдыха), раскладывается навес, который состоит из ткани и трубчатого каркаса, устанавливаются четыре раскладных стула, стол. Конструкторы РАФ назвали внешнее убранство "террасой", которая занимала площадь 10 кв.м.

Сейчас такой навес на сленге автолюбителей называется интересным словом "маркиза", но тогда, в 1958 году... Это была фантастика!

Тягач ГАЗ-М20 "Победа" и прицеп-дача РАФ-04 с разложенной террасой (маркизой). Источник - https://ru.cars.photo/
Тягач ГАЗ-М20 "Победа" и прицеп-дача РАФ-04 с разложенной террасой (маркизой). Источник - https://ru.cars.photo/

Обзор интерьера

Фотографий интерьера РАФ-04 осталось крайне мало, но я все-таки попробую его восстановить.

Внутри РАФ-04 разделялся на две части - тамбур (хозблок) и жилая зона (спальня). Входная дверь располагалась в задней части автодома (по ходу движения), которая вела в тамбур с высотой потолка 174 см.

В тамбуре были установлены шкаф для одежды и ящики для вещей, посуды, продуктов. Также было предусмотрено место напротив окна для керогаза с чайником, их мы наблюдаем на фото. Других фотографий тамбура я не нашел.

Керогаз с чайником, рядом стоит кружка и пачка цейлонского чая первого сорта. Источник - https://ru.cars.photo/
Керогаз с чайником, рядом стоит кружка и пачка цейлонского чая первого сорта. Источник - https://ru.cars.photo/

Жилая зона (спальня) имела высоту потолка всего 155 см, напоминала купе вагона поезда: по бокам установлены 2 дивана, спинки которых поднимались и тогда образовывалось 4 спальных места. Между диванами установлена тумбочка. Почему-то рижские инженеры предполагали, что пищу принимать автотуристы должны исключительно на улице под тентом. А как же быть в плохую погоду?

Электропитания в кемпере не было, для освещения помещения использовалась керосиновую лампу с термоэлектрическим элементом, от которого питался небольшой радиоприемник.

Внутри жилой зоны (спальня) РАФ-04. Обратите внимание на вазу с цветами на тумбочке! Источник - https://ru.cars.photo/
Внутри жилой зоны (спальня) РАФ-04. Обратите внимание на вазу с цветами на тумбочке! Источник - https://ru.cars.photo/

Почему не пошел в серию первый советский автодом?

Конструкция РАФ-04 имела много недостатков, в том числе узкая специализация, совместимость с одной моделью авто, низкая маневренность, неудачная компоновка салона (низкий потолок) и большой вес.

Мощность мотора "Победы" составляла 50-52 л. с., а разгон пустой машины до сотни занимал долгие 46 секунд! Представьте каково было ехать "Победе" с прицепом весом 950 кг!

В то время Рижский автобусный завод много экспериментировал, чтобы понять куда двигаться дальше. Как вы знаете, РАФ остановил свой выбор на микроавтобусах, но с развалом СССР все равно был обречен... Спустя 60 лет караванинг в России становится все популярнее, число фирм, производящих караваны растет. Это значит, что Рижский автобусный завод уже тогда выбрал направление развития автотуризма.

Проект РАФ-04 так и не пошел в серию, хотя проект получил продолжение в будущем, о чем я расскажу в следующих публикация блога (ССЫЛКА на продолжение).

ГАЗ-М20 "Победа" и прицеп-дача РАФ-04 с разложенной террасой (маркизой). Источник - https://ru.cars.photo/
ГАЗ-М20 "Победа" и прицеп-дача РАФ-04 с разложенной террасой (маркизой). Источник - https://ru.cars.photo/

Если понравилась статья, поддержите автора лайком, а также не забудьте подписаться на мой канал, будет интересно!

Что еще почитать?

  1. Обзор мини-каравана с кухней, спальней и санузлом. Poroshin Caravan PAGE280CB «Зеленка»