Продолжу серию историй об известных картинах Ильёй Репиным. Напомню, что идея рассказывать факты о реалистичной живописи пришла ко мне как возражение. Возражение на утверждение, что лишь реалистичное искусство имеет право на существование, потому что оно понятно без описаний. Что ж, начнём разбирать новую историю...
«Бурлаки на Волге» — первая самостоятельная работа Ильи Ефимовича Репина. Замысел её относится к 1868 году, когда живописец был ещё студентом Академии художеств и впервые увидел бурлаков на Неве. Молодого художника поразила разница суровых бурлаков, идущих по берегу, с нарядной публикой на судне, и возник нехарактерный для того времени замысел.
«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. —…Лица угрюмые, иногда только сверкнёт тяжёлый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».
Но когда Репин сделал первый эскиз картины, его раскритиковал друг Фёдор Васильев, посоветовав отправиться на Волгу, чтобы доработать образы бурлаков. Васильев помог и финансово осуществить поездку.
Илья Ефимович отправился в Самарскую область, где общался с бурлаками, шагал с ними рядом, прямо на ходу делая наброски. Так одиннадцать персонажей были проработаны в деталях.
В то время академисты писали картины в основном на библейские сюжеты, а социальные признаки времени считались не достойными, чтобы увековечивать их на полотнах. Так Репин положил начало новой эпохе в русском искусстве — эпохе реализма.
Интересно, что у Репина не было цели вызвать сочувствие к бурлаку. Главной задачей художника стала проработка образов каждого из людей, взявшихся за тяжёлый, но хорошо оплачиваемый труд. Ведь рабочая вахта бурлака обеспечивала безбедную зиму, свободную от забот.
«Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьёз своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ...»
Когда картину показали в Петербурге в 1873 году на выставке произведений искусства, предназначенных для отправки в Вену, работа вызвала неоднозначную реакцию. Репина хвалили Крамской, Стасов и особенно Фёдор Михайлович Достоевский, но в Академии художеств «Бурлаков» назвали «величайшей профанацией искусства» и «трезвой правдой жалкой действительности».
А сильнее всех негодовал российский министр путей сообщения, так как в эпоху внедрения машинного труда в Европе показали отживающий вид труда человеческого.
«Ну, скажите, ради Бога, какая нелёгкая дёрнула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведён к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везёте её на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретёт себе этих горилл, наших лапотников.»
Тем не менее картину купил великий князь Владимир Александрович, меценат и коллекционер, а позже и президент Академии художеств.
#история картины_кс
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.
«Карточный домик» Зинаиды Серебряковой. История одной картины