Большевики хотя и изменили нашу страну до неузнаваемости, но многое позаимствовали из царской России. Не методы управления и не способы распределения ресурсов – это они как раз преобразили. А вот многие названия остались в арсенале советской власти, хоть и приняли на себя искаженный смысл. Взять, скажем, такое слово, как «субботник». С точки зрения советского обывателя (да и современного тоже), это почетная трудовая обязанность – люди выходят на улицу с граблями и лопатами, наводят порядок, убирают мусор, чувствуют гордость за сделанное дело. До Революции же 1917 года от субботников шарахались все, начиная студентами и школьниками, заканчивая работниками коммерческих производственных предприятий!
Изысканная педагогика
Образование начало развиваться в России семимильными шагами сравнительно недавно – во время правления Петра I. До него, конечно, тоже были учебные заведения, выпускавшие из своих стен грамотных людей, но не было в этом деле слаженности и организованности, равно как недоставало таких действенных мер воспитания, которые отбивали бы у учеников всякое желание заниматься непотребствами во время учебного процесса. К середине XVIII века преподавателям престижных гимназий и училищ стало понятно, что словами от молодежи ничего не добьешься. Стали возникать первые субботники:
- всю неделю (6-дневная учебная) преподаватели и некоторые ответственные лица собирали информацию о нарушениях, допускаемых учениками;
- в пятницу собиралась мини-комиссия из преподавательского состава, которая решала, кто из студентов должен попасть на субботник;
- в субботу, то есть в последний учебный день недели, провинившихся собирали в отдельном помещении, и… пороли розгами.
Реализовывалось это со знанием дела.
Розги тщательно вымачивали в воде, кроме того, создавали довольно унизительную обстановку – порка производилась на глазах однокашников и некоторых уважаемых преподавателей.
Скажем так, боль, смешанная с моральной мотивацией.
И не сказать, что все, попадавшие на эти субботники, были реально в чем-то сильно виноватыми. Зачастую порки удостаивались даже те ученики, которые толком ничего плохого и не сделали, но, например, косо посмотрели на особо строгого учителя. Постепенно практика расширялась, к середине XIX века субботники начали активно применяться даже в церковно-приходских школах, а к началу XX столетия к этому явлению добавились промышленные «моменты».
Незадолго до Революции
В начале прошлого века промышленники хотя и сдерживались юридически, но по факту были практически полными хозяевами рабочих, трудившихся на их предприятиях. Людьми они были неглупыми, но очень уж самолюбивыми, следовательно, постоянно искали виноватых в:
- упавших продажах;
- недовыпуске продукции;
- ЧП на производстве.
Ну, и так далее, список этот бесконечный. Некоторые из них проводили разъяснительную работу, анализировали свой бизнес и исправляли положение. Другие вводили субботники на своих предприятиях.
Нет, рабочих никто не порол, суть была другая. Хозяин фабрики или завода (иногда его представитель из числа управленцев) собирал трудовой коллектив в последний рабочий день, то есть в субботу, подводил итоги и отчитывал работяг за то, что они, например, плохо и мало вкалывают, не могут выпустить продукцию высшего качества, потребляют слишком много ресурсов без особой отдачи и т. п. Разговор этот, как правило, шел на повышенных тонах с оскорблениями и переходами на личности.
Но не всегда субботники были именно такими. Если дела шли хорошо, то владелец предприятия мог и похвалить работников, отблагодарив их за трудовые успехи материально, то есть премиями. Конечно, дореволюционный субботник в большинстве случаев был заряжен негативом, но иногда работники оставались довольны.