Найти тему
С любовью из России

Как в фильмах проводилась пропаганда в СССР

Не зря кинематограф называют одним из эффективнейших средств воздействия на массовое сознание. Секрет прост – в фильмах люди видят тех, кому хотят подражать (чьему образу жизни следовать), кого тихо или явно ненавидят, то есть некий антипод кумира, а также впитывают в себя мысли, поданные создателями картины. В наше время кино, конечно, включает в себя некий элемент пропаганды, но у нас оно имеет больше коммерческую основу. В СССР же это искусство стало чуть ли не главным идеологическим инструментом.

Жизнь, борьба, идеал

В качестве первого примера возьмем не дошедший до наших дней фильм «Комета», снятый в 1929 году.

Постер к фильму "Комета" (1929)
Постер к фильму "Комета" (1929)

С одной стороны, в немой ленте прослеживается любовная линия, романтика, светлые чувства. С другой стороны, происходит это все на фоне капиталистического дореволюционного угнетения татарского национального меньшинства одними из главных «врагов»:

  • представителями духовенства;
  • купечеством.

Люди смотрели, впечатлялись, фиксировали себе образ «врага». Теперь представьте, что таких фильмов десятки, и люди смотрят их массово – кинематограф был в 20-30-е гг. одним из ключевых развлечений.

В 30-е годы началось продвижение через кино образа вождя народов, то есть Сталина. Например, фильм «Первоклассница» 1948 года.

Кадр из фильма "Первоклассница" (1948)
Кадр из фильма "Первоклассница" (1948)

Картина добрая, поучительная, до сих пор смотрится с интересом и сопереживанием главной героине. Только вот в кадре нет-нет, да и мелькнет портретик Иосифа Виссарионовича. Казалось бы, мелочь, но образ этот продвигался в кино уже не первое десятилетие. Смысл в том, что зритель видел в фильмах обычную жизнь в чуть ли не идеальном варианте, но постоянно наблюдал:

  • вождей;
  • лозунги;
  • ценности, установленные партией.

Если смотреть такие киноленты постоянно, то сознание волей или не волей начинало строить ориентиры, угодные Партии и марксизму-ленинизму как таковому.

Труд, война и негодяи

Коммунистическая идеология без врагов немыслима. Главное – правильно показать их в кино, чтобы вызвать у зрителей нужные эмоции. Например, военные фильмы, снятые еще во время ВОВ и несколькими годами позже, изображали фрицев, как недалеких пузатиков, туповатых, слабых. Пока шли бои, подобные фильмы и принижали противника, и заряжали советских людей моральным духом. Потом дело пошло по инерции, а начиная с 60-х годов, немецко-фашистских захватчиков в фильмах начали показывать такими, какими они были в реальности:

  • опытными бойцами;
  • хитрыми;
  • жестокими.
Пропаганда в этом случае работала так – «посмотрите, какого врага мы победили, слава Советскому Народу!»

По аналогии строилась пропагандистская работа в фильмах революционных, в которых изображались «белые». Их ведь почти никогда не выставляли, извините, придурками, чаще всего противников показывали интеллигентными и опрятными людьми («Неуловимые мстители», как вариант). В первые советские годы такой образ был нелицеприятным и тут все понятно, а к тем же 60-м логика стала такая же, как и в случае с гитлеровцами – «враг сильный и организованный, а мы его сломили»!

Фрагмент из киноленты "Неуловимые мстители" (1966)
Фрагмент из киноленты "Неуловимые мстители" (1966)

При этом, в военных фильмах постоянно демонстрировался героизм наших бойцов. Разумеется, он был в реальности и ни в чуть не меньших масштабах, чем на экране, только вот в кино это показывалось исключительно как жертва за свой народ и никакого индивидуализма и личного желания выжить в бойне.

Вишенка на торте – трудовая пропаганда. Понятно, что работать нужно, но посмотрите, как это показано в фильмах:

  • люди упиваются тяжким физическим трудом;
  • все, что они делают – на благо как своего ближайшего окружения (в рамках колхоза), так и всей страны в целом;
  • совершенно не думают о личных выгодах;
  • все вокруг светло и счастливо, проблемы если какие и возникают, то мелкие, и решаются они прямо на месте силами главного героя без особого напряжения – этакие колхозно-заводские супермены.

Конечно, все это было конкретно идеализировано, картина трудовой жизни советского народа была показана с преувеличением, слишком уж «бело». Примеры – «Трактористы» с Николаем Крючковым и легендарные «Кубанские казаки».

-4
Кадр из комедии "Кубанские казаки" (1949)
Кадр из комедии "Кубанские казаки" (1949)

Но не нужно думать, что люди в СССР не мыслили и не понимали смысл, заложенный в такие картины. Граждане осознавали, что им показывают образ идеальный, но достижимый – тот, к которому нужно стремиться. И стремились!