Итак, продолжаем разговор об атмосфере художественного произведения, о той ауре, которая как бы окружает повествование, делает мир и героев книги реальными и живыми и влияет на мысли и чувства читателя.
В предыдущей статье я остановилась на психологических механизмах восприятия мира, которые следует учитывать писателю, если он хочет, чтобы его произведение было атмосферным. А сейчас поговорим о приёмах создания этой атмосферы.
С миру по нитке
Мир соткан из деталей – образов, звуков, оттенков цвета и нюансов запахов. Мир — это окружающие нас вещи, явления, люди – привычные, почти незаметные и яркие, неожиданные и необычные. То, что нас окружает, может вызывать разные чувства: уюта или тревоги, безмятежного спокойствия или страха, недоумения или радостного ожидания.
Именно такой мир и должен отражаться в книге. И такие чувства автор может вызвать у читателя, используя мельчайшие детали, из которых и складывается впечатление об атмосфере произведения. Причём, чем больше спектр ощущений задействует автор, тем ярче впечатления о тексте.
Например, описывая поездку в поезде, можно упомянуть стук колёс на стыках рельс, мерное, убаюкивающее покачивание вагона, мелькание пейзажей за окном, приглушённые разговоры и смех в соседнем купе, особенный запах поезда, который ни с чем не спутаешь. Представить всё это несложно тому, кто путешествовал в вагоне.
А вот описать поездку в карете так, чтобы читатель в неё поверил и её прочувствовал, сложнее. Кто сейчас путешествует в каретах? Здесь хорошо помогают фильмы, тексты книг прошлых эпох и собственное воображение. Вероятно, можно упомянуть и скрип рессор, и тряску на неровной дороге, и терпкий запах конского пота, и гортанные крики возницы, и пыльный ветер, залетающий сквозь неплотно занавешенные окна.
Однако атмосфера не только предметна, она ещё и чувственна. То есть все детали, все нюансы должны пробуждать в читателе чувства, которые у нас всегда рождает окружающий мир. Есть, конечно, и то, что не находит отклика в наших чувствах, что-то неважное, второстепенное. Но в книге эти второстепенные и неважные детали и не нужны. Бывает, когда автор увлекается описанием, и появляются совершенно ничего незначащие отступления. Но они вызывают у читателя скуку и желание пролистнуть страницу. Ведь в реальности мы этого и не заметили бы.
Важно только то, что работает на сюжет, на образы героев, что создаёт атмосферу, то есть вызывает чувства героев и читателей: ощущение лёгкости бытия или тихую грусть расставания, отчаяние безысходности или ощущение напряжения и мистической тайны.
Палитра чувств может быть самая разная, и зависит она от сюжета, от конкретной сцены, эпизода. Так, среди детективов есть довольно популярный сюжет — преступление в закрытом помещении. Присутствие преступника среди людей, собранных в одном месте, должно создавать атмосферу напряжения, страха, ощущение опасности и явный дискомфорт. Такая атмосфера называется саспенс (подробнее об этом в статье по ссылке). И в тексте подобную атмосферу создают и поддерживают множество деталей: скрип ступеней старой лестницы в ночной тишине, лёгкий сквозняк от внезапно открывшейся двери, шаги в тёмном коридоре, чей-то вздох или стон, чужое прикосновение, странный запах и т. д.
Такую подборку ощущений можно сделать к любой описываемой ситуации. Этакую коллекцию ощущений на все случаи жизни. И, кстати, это хорошая тренировка воображения.
Главная опасность
Несмотря на то что в статьях об атмосферности я уделяю внимание описательным моментам, они не должны слишком выделяться и даже замечаться читателем в тексте.
Главная опасность попыток создать атмосферу – это чрезмерное увлечение описательством. Нередко автор начинает буквально наслаждаться такими моментами в своей книге. Растягивает их на целые страницы, дотошно и, на свой взгляд, даже виртуозно собирает и описывает детали и детальки.
Однако впечатление автора от своего текста далеко не всегда совпадает с впечатлением читателей. А их часто утомляют и раздражают пространные описания, особенно если они разрывают динамичное повествование и уводят в сторону от сюжета и героев.
Чтобы избежать такой опасности, но дать объёмную, многомерную картину, детали обстановки, мира и чувств персонажей вплетаются в канву повествования, в сам сюжет. Они не только даются постепенно, небольшими порциями, но и должны отражать и усиливать настроение героев и общую эмоциональную атмосферу, а не существовать сами по себе.
Среди современных авторов прекрасно владеющих подобной ненавязчивой детализацией мне хочется назвать Алексея Пехова. Цитировать его сложно, потому что появляется желание разместить в статье слишком большие куски текста. Но вот, например, первое попавшееся:
«В воздухе пахло жарким летом и грозой, собирающейся на востоке. Неугомонные ласточки носились над самой землёй, кузнечики стрекотали, как угорелые. В общем, ничего интересного. К сельским пейзажам я равнодушен. И если бы мой конь не захромал, и его не пришлось продать какому-то жуликоватому типу, стал бы я рассматривать окрестные пасторали столь придирчиво». (А. Пехов "Страж")
Ну, и нельзя не упомянуть Джоанн Харрис, которая тоже владеет искусством создавать атмосферные тексты:
«Нас пригнал ветер, не по-февральски тёплый ветер, полнящийся горячими сальными запахами жарящихся лепёшек, колбасы и посыпанных сладкой пудрой вафель, которые пекут на раскалённой плите прямо у обочины дороги. В воздухе, словно некое жалкое противоядие от зимы, вихрятся кружочки конфетти, скользящие по рукавам, манжетам и в конце концов оседающие в канавах».(Джоан Харрис «Шоколад»).
Всё хорошо к месту
Итак, самый лучший способ создание атмосферного текста — это сочетание детализации и динамичного сюжета, когда нюансы и детали рассыпаны по тексту — несколько слов здесь, пара предложений там, яркая метафора, соответствующая настроению, или подходящий моменту акцент.
Но иногда можно уделить атмосферному описанию и большее внимание. Большее — это не, значит, на две-три страницы. И не надо мне рассказывать о дубе Льва Толстого. Мы с вами не в XIX веке живём. «Время не ждёт»! Один-два абзаца будет достаточно, и то к месту. А вот о местах, где можно уделить внимание атмосферным описаниям чуть подробнее.
- Представление читателю места действия или переход к новой локации. Как в примерах, приведённых выше.
- Представление героя или нового персонажа книги — особенности его внешнего вида, поведения, характер движений и мимики, своеобразие речи. «Исполнителен, пишет грамотно, языки знает, смышлёный, да и в обращении приятный, не то что горький пьяница Трофимов, в прошлом месяце переведенный из письмоводителей в младшие помощники околоточного на Хитровку». Это описание Эраста Фандорина у Б. Акунина и та деталька о пьянице Трофимове, которая вполне к месту, так как работает на создание атмосферы полицейского участка.
- Создание необходимого по сюжету настроения с использованием описаний пейзажа, погоды или интерьера. Например, томная слащавость дамского будуара или мрачная тревожность заброшенного дома, лёгкость летнего рассвета или предгрозовое небо, вызывающее чувство тревоги.
- Создание атмосферы чрезвычайной ситуации, когда упорядоченная и спокойная жизнь неожиданно превращается в хаос – всё движется, перемещается, звучит, образы мельтешат и вызывают растерянность и панику.
- Ретроспектива, когда наряду с информацией о событиях прошлого создаётся атмосфера описываемого мира или эмоциональная характеристика детства героя.
- Небольшое философское отступление, которое отражает отношение автора к событиям или просто даёт атмосферную картинку. В качестве примера приведу цитату из книги Анны Орловой «Аромагия»:
«Масло апельсина – лучшее лекарство от зимней хандры. Тёплый фруктовый аромат обещает, что всё наладится, что под горькой пахучей коркой, непременно обнаружится сладкая, истекающая соком мякоть. Такова жизнь: приходится прилагать усилия, счищать кожуру, чтобы добраться до сердцевины…»
Я намеренно не использовала в этой статье примеры из классики. Атмосферных описаний хватает и у Льва Толстого, и у Алексея Толстого, и у Достоевского, и у Гоголя. И у многих других. Но классики – это что-то недосягаемое, далёкое от нас. А писать атмосферно хочется и нашим современникам. И у кого-то это даже получается.
Вот несколько статей, близких по теме:
"Саспенс, или Как напугать читателя"
"Внешний облик героя. Визуализация"
"Пейзаж в художественном тексте - это не лишнее"
"Что такое лирическое отступление и зачем оно нужно"
#литература #тексты #авторам #полезные советы #творчество