Найти тему
Загадки истории

Как спасали крейсер «Новороссийск» и почему лучше б не спасали

Оглавление

Линкор «Новороссийск» затонул 29 октября 1955 года в бухте Севастополя. Это был старый корабль, который в свое время служил итальянцам.

В 1943 году союзники передали судно «Юлий Цезарь» Советскому Союзу. Если точнее, то крейсер именовался «Джулио Чезаре».

И вот «Цезарь» в 1955 году пошел ко дну. Металл не жалко. Ничего страшного, если бы корабль был без команды. На его борту было очень много моряков. Почти 800 человек утонуло. Причем это были не только члены экипажа. Увы, лишились своих жизней тогда и члены команд других кораблей, которые пришли на помощь «Новороссийску».

Есть мнение, что лучше б не спасали.

Как всё произошло

Насчет причин есть несколько версий. Официальная заключается в том, что корабль подорвался на немецкой мине.

Вообще, как это было:

29 октября ночью произошел взрыв – глубинный. В результате него появилось пробоина свыше 150 квадратных метров. Была разорвана часть палубы. Масштабы взрыва оцениваются 1000 кг в тротиловом эквиваленте. То есть очень мощно.

Говорят, что через 30 секунд прогремел второй взрыв.

Команда корабля в это время частично отсутствовала на линкоре. Жертв могло быть и больше. Сразу погибло около 150 человек.

Есть версия, что это была итальянская диверсия. Но в неё трудно поверить. Неужели итальянцы, спустя столько лет, живя в другом государстве, решили действовать по принципу: «Так не доставайся же ты никому!»?

Но и в версии с минами есть белые пятна, обстоятельства, которые смущают. Сейчас не об этом.

-2

Спасательная операция

Она была странная. Очевидно, что корабль с такими повреждениями должен был затонуть. Но были шансы отбуксировать его к Госпитальной стенке Севастопольской бухты. Пока все мешкали, корабль носом лег на грунт. Момент был упущен.

Нужно было начинать эвакуацию, но и тут ничего толком не вышло. Приказ об эвакуации поступил слишком поздно.

Спасательная операция продолжалась и после того, как «Новороссийск» затонул. Но она дала скромные результаты. Из-под воды вытащили всего 9 человек. 7 из них извлекли через отверстие, прорезанное в кормовой части.

Да, корабль затонул, но в нем осталось много воздуха. Поэтому, без сомнения, там еще оставались люди.

По свидетельствам водолазов-спасателей, которые работали в месте затопления «Новороссийска», стуки моряков слышались до 1 ноября. То есть несколько дней в затонувшем корабле находились живые люди.

-3

Как нужно было действовать

Нам хорошо рассуждать о том, как нужно было правильно. Тогда – случилось ЧП. Нужно было экстренно принимать решения. И ошибок нельзя было исключать. Они и случились.

Варианты были:

1. Если бы «Новороссийск» сразу отбуксировали к Госпитальной стенке, он сел бы там на мель, последствия были бы не такими печальными.

2. Можно было бы включить задний ход. И линкор сам бы отправился на мель.

Но теперь уже говорить об этом нет смысла.

Подробнее о версиях

Все же от этого никуда не уйти. Понятно, что спасательная операция была проведена очень плохо. Вспоминая «Курск», могу заметить, что у нас не умеют это всё делать. Нужно регулярно прорабатывать такие вопросы.

Не очень понятно, почему произошли взрывы (взрыв).

По поводу мин есть вот какие сомнения: в Севастопольской бухте в 50-х годах их находили много. Но у всех взрыватели были недееспособны. То есть, чтобы мина взорвалась, должно было произойти чудо, если можно так назвать неприятную вещь.

Мемориал моряков, погибших на «Новороссийске»
Мемориал моряков, погибших на «Новороссийске»

Предполагали, что сдетонировал корабельный боеприпас. Но, когда в 1956 году «Новороссийск» подняли, стало понятно, что взрыв произошел снаружи.

Есть еще очень интересная теория. Якобы «Новороссийск» подорвали советские спецслужбы, нужно было дискредитировать затратную программу адмирала Николая Герасимовича Кузнецова, который настаивал на массовом строительстве надводных кораблей.

Еще про итальянцев. Я усомнилась в этой версии. При этом торговые суда Италии перед ЧП неожиданно покинули акваторию, где произошла трагедия. Можно предположить, что их предупредили.

Итоги

В результате случившегося погибло более 800 моряков. При этом были понижены в должности упомянутый Кузнецов и еще ряд морских военачальников.

Конечно, мы не узнаем, что случилось на самом деле. Возвращаясь к «Курску»: слышала вчера по радио песню Шевчука «Капитан Колесников». Пробирает…