Вопрос риторический. В советское время лучшими друзьями известных артистов могли быть мясники из гастронома, директора обувных магазинов, механики из автосервиса и прочие источники дефицитных продуктов и услуг. А вот у Федора Ивановича Шаляпина лучшим другом был его тезка - парикмахер Федор Григорьев, которого он брал с собою повсюду: и в Нижний Новгород, и в Париж, и в Монте-Карло.
Причем, часто певец возил с собою парикмахера просто так, для души, желая поговорить с хорошим человеком, досконально знавшим свое ремесло. Они понимали друг друга с полуслова – какую бороду и усы и какого цвета клеить, какие устрицы заказать на обед и т.д. Кудесник парикмахерского искусства Федор Григорьев, человек из простонародья стал для Шаляпина не только главным другом, советчиком, но и соратником по творчеству.
Вкусам парикмахера певец старался потакать как мог. Однажды во время очередной поездки за границу Федор Григорьев распробовал сыр Рокфор и так полюбил его, что никакого другого есть уже не мог. «А принеси-ка мне братец, самого лучшего сыру», - обращался он к официанту в дорогом парижском ресторане. Эта фраза доставляла Шаляпину откровенное и истинное удовольствие. А вот гримировался певец всегда сам (что и отличает больших артистов), готовясь к роли Бориса Годунова артист полностью преображался, пугая друзей и знакомых:
«Грим Бориса — лицо человека с душой, измученной пламенною, адскою мукой, — поражал. В антракте я пошел к артисту в уборную — рассмотреть поближе этот грим. Меня встретил Шаляпин — Борис — с обычными, свойственными ему добродушными шутками, но я не мог разговаривать с ним свободно: на меня смотрело исстрадавшееся лицо «несчастного царя». Шаляпин гримировался с таким искусством, что даже на близком расстоянии, лицом к лицу нельзя было поверить, что это только грим, что борода наклеена, а морщины нарисованы. Это было настоящее, живое, страшное лицо «обреченного» человека», - вспоминал один из современников певца.
Это был маленький фрагмент из моей новой книги "Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой". Книга посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем столетие. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали и ставили спектакли, как работали и отдыхали в квартирах и на дачах, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли — эти и другие нюансы повседневной жизни вы найдете на страницах книги . Жизнь знаменитых певцов и артистов балета, известных дирижеров и музыкантов, главных режиссеров и художников, простых суфлеров и гримеров и даже зрителей из партера, царской ложи и галерки — все переплелось в этой необычной книге. А еще читатели узнают, кто такие «моржи», «сырихи» и «первачи», что означает «протырка», «кидон» и «щетина сцены», кто такие Вишня и Невыносимонов и как космические ракеты «бороздили» Большой театр...Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф , YouTube-канал: Александр Васькин
О других эпизодах из жизни Большого театра читайте здесь:
Поклонницы Лемешева: веник вместо цветов
Борис Покровский: "Я остался в дураках..."
Апельсин для Ольги Лепешинской
Любимый пудель Галины Улановой
культура опера искусство васькин театры и балет