Найти тему
Библиотекарь

Души под жертвенником

"И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (Откр.6:9-10)

Читающие данный отрывок обычно заостряют свое внимание на слове "души". Почему-то именно оно привлекает особое внимание и является своего рода камнем преткновения. При живом воображении можно строить многочисленные теории о местонахождении души, что в данном тексте вроде, как и подразумевается, но что на самом деле имеется в виду упускается или до конца не доводится. Скажу честно, я никогда ранее не размышлял над данным отрывком, он ускользал от моего внимания несмотря на то, что я прекрасно помню всю литературную структуру книги Откровение и печатей, в частности. Может от того, что мои взгляды на понятие "душа" давно уже сформировались, и это место было очередным в череде подобных текстов, имеющих ярко метафорический смысл, где акцент стоит на фразе "убиенных за слово Божие и свидетельство" но не говорящий о месте пребывания души после смерти. На то есть ряд причин. Давайте наконец рассмотрим данный отрывок более детально.

Итак. Пятая печать говорит о мучениках. Это основная мысль отрывка. Слово "свидетельство" (μαρτυρίαν) в греческом языке постепенно обрело степень мученичества и стало синонимом мучеников, умирающих за свою веру на аренах и кострах в первые века христианской эры. Буквально они были свидетелями - людьми готовыми страдать вплоть до смерти, отстаивая свою веру. "Души убиенных" находятся под жертвенником и вопиют к Богу о отмщении и суде.

Вопрос первый: что это за жертвенник такой и где он находится? Можно ли представить какое-то конкретно место на земле или на небе, где все это происходило? Можно ли вообще буквально относится к данной сцене? В библейской истории "жертвенник" довольно часто встречаемое слово, в одном только Ветхом Завете оно упоминается 338 раз в различных вариантах. Основной задачей и предназначением жертвенника было принесение всесожжений за грехи и другие жертвы. Кровью животных окроплялось данное сооружение и часть выливалась к его подножию. "Возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю кровь вылей у основания жертвенника; (Исх. 29:12)

Как вы думаете есть ли какая связь в этих символах с отрывком из Откровения?

Вполне возможно, скажу даже больше, она есть. Христианские мученики, души которых мы встречаем под жертвенником, олицетворяют собой жертвы, принесенные ради спасения человечества. Как говорил Тертуллиан (христианский апологет) "Кровь мучеников - семя христианства". Множество ценных душ отдали свои жизни за дело распространения Евангелия в первые века христианства.

Идем далее. "Ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его (Лев. 17:14) Смотрите как интересно! А как понимать этот текст? Кровь, душа, жертвенник. Опять интересные параллели. Кровь мучеников равнозначна их душам. Вспоминается текст о крови Авеля, "вопиющей от земли к Богу". Можно ли буквально представлять, как кровь кричит из лужицы, растекаясь по земле? Думаю, ответ очевиден.

Следующим моментом думаю надо упомянуть, тот факт, что речь идет не о райском пребывании душ у Бога после смерти, а о взывании о отмщении и суде. Кровь пролитая за веру Христову требует справедливого возмездия, и такой ответ им дается: "И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число." (Откр.6:11)

Весь отрывок пронизан метафоричной составляющей, полной драматизма и человеческой трагедии. Жертвы насилия, люди, погибшие от клыков львов и костров Нерона и других римских императоров, да и вообще все пострадавшие от жестоких мер, воздвигнутых против христианской веры, вопиют к Богу. Пускай это описано символичным языком, но оно написано для живых, тех кто читает строки Откровения, тех, будет очередной жертвой, как сказано "пока не дополнят число".

Жду ваших мыслей в комментариях.