«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем», – так говорил Экклезиаст несколько тысяч лет назад. Но каждое новое поколение считает, что его опыт уникален и что прежде никто не сталкивался с теми проблемами и трудностями, с какими приходится справляться современному человеку.
Пожелтевшие страницы старинных книг и журналов только подтверждают выводы библейского пророка. Сто лет назад писателей ругали за то же самое, за что сейчас ругают блогеров, журналистов и всевозможных модных инфлюэнсеров. И в этой критике и тогда, и сейчас присутствует рациональное зерно.
Хотите в этом убедиться?
В поисках интересных материалов для наших серий, мы часто просматриваем старинную прессу. Если художественная литература претендует на осмысление вневременных проблем, то публицистика сосредоточена на злободневности. И этим она особенно ценна, потому что можно легко сравнить состояние общества «тогда» и «сейчас».
Нам попалась любопытная брошюра «Влияние новейшей литературы на современную молодежь», которую написала в 1904 году писательница Н. А. Лухманова. Наши читатели, возможно, помнят, что мы издавали ее повесть «Институтки» в серии «Девичьи судьбы». Тираж этого издания уже закончился, но в скором времени мы планируем выпустить «Институток» снова, теперь в новом оформлении в серии «Гимназистки».
В 1904 году Надежде Александровне Лухмановой исполнилось 60 лет. Она была умудрена жизнью и скептически смотрела на модные в начале ХХ века тенденции. А таковыми в ее глазах являлись идеи, выраженные в книгах Максима Горького и Леонида Андреева. Сегодня их читают лишь гурманы от литературы. Массовое сознание простилось с Горьким и Андреевым много лет назад, как, впрочем, и с Н. А. Лухмановой. А вот в начале ХХ века рассказы и повести о босяках, безумцах и всевозможных отщепенцах были у всех на устах.
Горький и Андреев принадлежали к так называемому революционно-демократическому лагерю, а Надежда Александровна Лухманова выражала интересы мелкой буржуазии и мещанства. Она стояла на охранительных позициях, ратовала за приверженность традициям, будучи при этом одной из первых феминисток в России. Среди прогрессивной молодежи ее мало читали в 1904 году. А зря. Размышления этой женщины отличаются редкой проницательностью и здравомыслием, она умела видеть вещи в их истинном свете.
Босяки Горького – борцы за свободу или бессердечные эгоисты?
Горького Лухманова очень не любила. Она считала его талантливым, но очень вредным для незрелых умов писателем. Она отмечала, что он вышел из народной среды, быстро разбогател и продолжил зарабатывать себе состояние, как теперь говорят, «на хайпе».
Советская критика превозносила образы горьковских босяков как борцов за свободу, за освобождение от косной, удушающей среды, в которой гибнет любая живая мысль. А вот Лухманова считала, что его книги потворствуют низменным человеческим инстинктам. Причину популярности его героев она видела в скуке повседневной жизни и разрушительном желании пожить на всю катушку, не задумываясь о последствиях.
Вот что она пишет:
Мы так сузили, обескрасили нашу жизнь, так тщательно вдавили ее в узкие рамки, что иногда задыхаемся в ней. Каждый, буквально каждый мыслящий и чувствующий человек испытал на себе хоть временами эту тоску. И мечтает читатель, что стоит только захотеть, и порвется эта проклятая цепь бессмысленной работы, стоит только решиться и перешагнуть через людской предрассудок, через людские законы, связавшие всю жизнь семейными узами, давно ненавистными, бессмысленными...
В босяках Горького Лухманова не видела ничего исключительного. Она считала, что их разрушительный образ жизни – это плод неразвитого ума, отвращения ко всякому труду, ненависти к обществу, среди которого они не нашли себе правильного места. Перевоспитать их невозможно, потому что люди такого типа рождаются во всех слоях общества и встречаются в литературе всего мира. Их отличительная черта – ненависть к властям, установленным законам и порядку. Они считают ущемлением своей свободы и насилием обычные человеческие заботы – и работу, и любовь, и семью.
Лухманова, которая всегда интересовалась вопросами освобождения женщины, отмечала, что среди героинь Горького нет матерей. Все они идут на поводу своих страстей и не способны на созидание. Интересно, что через два года, в 1906 году, словно в ответ на критику Лухмановой, Горький написал роман «Мать». Его творческой задачей в этой книге было изображение женщины, которая способна пожертвовать жизнью своего единственного сына ради будущего счастья человечества.
«Действительно ли все черно кругом?»
В книгах Леонида Андреева Лухманова замечала преувеличенное желание изображать пропасть между родителями и детьми, полное неумение одних подойти к другим. Она считала, что эта пропасть легко преодолевается нормальным диалогом между поколениями. Потому что отсутствие понимания возникает в том случае, когда люди не желают друг друга слышать. «Пусть только каждый отец поймет, что добыча средств к жизни не исчерпывает всех его обязанностей по отношению к семье. Так как он не может быть заменим матерью в некоторых сторонах воспитания сыновей».
Лухманова прямо обвиняла Андреева в том, что он развращает молодежь, играет с неокрепшими душами, сбивает с толку и отнимает у молодых людей инстинктивное, здоровое отвращение к пороку.
По ее мнению, главная вина Леонида Андреева состояла в том, что он заставляет раздумывать над шокирующими, отвратительными сценами и чувствами, колебаться и, наконец, опираясь на авторитет критики, соглашаться, что это нормально. По сути дела, Наталья Александровна описала окна Овертона за 60 лет до того, как родился сам Овертон.
Сегодняшние властители дум куда помельче Леонида Андреева. Однако приемы, которыми он пользовался для того, чтобы привлечь внимание публики, по-прежнему действенны. Ими сегодня пользуются «треш-стримеры». А суть этих приемов довольно проста: «Гвоздь успеха зависит не от силы, не от красоты, не от истины, а от ловкости, смелости писателя, от выбора темы и от количества шума, который поднимается вокруг».
Забавно, что все сказанное в столетней брошюре вполне может относиться к современным медиа-персонам. Их прогрессивные идеи на самом деле отчетливо попахивают нафталином.
Выход – искать смысл в простых вещах
Лухманова, конечно, замечала, как в современном ей обществе растет и нагнетается недовольство. И обвиняла в этом модных деятелей культуры. Она, будучи человеком пожилым и неглупым, замечала противоречие в том, что в течение десятилетий каждое новое поколение обвиняет власть в жестокости, подкупности и косности. Ведь именно свободолюбивая, либерально настроенная молодежь заканчивала университеты и занимала кресла в высших государственных структурах. И вскоре сама становилась объектом жестокой критики новых поколений.
Корень противоречия Лухманова видела в том, что радикальными действиями и саморазрушением невозможно улучшить судьбу человека. Для этого нужно благоразумие, хладнокровие, громадная доброта, внимание и терпение. И нужно понимать, что есть большая разница в образе жизни бунтарей, которые стремятся к неограниченной свободе от всех обязательств, и в образе жизни обычных обывателей, наполненной повседневной рутиной, семьей и бытом.
Особенно горькое возмущение у Лухмановой вызывает пренебрежительное отношение к собственной стране. Эта особенность коллективного бессознательного в России сохраняется и через сто лет. Лухманова цитирует одного из героев Леонида Андреева: «А я говорю «Россия» и чувствую, что для меня это звук пустой. И у меня нет возможности вложить в это слово какое-либо ясное содержание».
Всего через 13 лет после написания брошюры разразится русская революция, и все, о чем писательница пыталась предупредить благодушных обывателей, осуществилось. Поэтому ее слова читаются как грозное предупреждение, почти пророчество:
Да неужели можно дожить нам, русским матерям, до того, что наши дети будут говорить так о своей родине? Ведь тогда мы погибли, тогда нет у нас более ни отечества, ни языка, ни религии, ничего. Значит, мы не сумели с нашим молоком, с колыбельными песнями, с могилами отцов передать им русского чувства – любви к нашей русской земле. Какие же мы преступные матери, какие несчастные наши дети! У англичанина, француза, поляка, немца есть и гордость, и страстная любовь к своей родине, а у нас пустой звук.
Одно из важных направлений деятельности нашего издательства – возвращение забытых имен детских и юношеских писателей, сгоревших в пламени русской революции. Наши дореволюционные авторы в идеологическом отношении тяготели к тем философам начала XX века, которые в 1909 году издали пророческий и зловещий сборник «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». Когда он вышел, то вызвал в среде прогрессивной общественности только насмешки и возмущение. Как и брошюра Н. А. Лухмановой «Влияние новейшей литературы на современную молодежь».
Вот несколько книг этого круга.
Е. Аверьянова «Иринкино счастье. Весенняя сказка. На заре жизни»
Героиня этой трилогии не имеет ничего общего с модными декадентами, читателями Леонида Андреева. Она слишком здорова, слишком счастлива, слишком трудолюбива и добра, чтобы тратить свою жизнь на бездарные стихи и бессмысленные разговоры.
В. Новицкая «Наташа Славина»
Наташа – еще одна мещаночка с точки зрения горьковских босяков. Она отчего-то не пытается пуститься во все тяжкие. Оставшись без матери и без средств в возрасте шестнадцати лет, она, как ни странно, не отправляется в дом терпимости. А всеми силами пытается жить так, как мама ей завещала.
Е. Тур «Княжна Дубровина»
Евгения Тур – писательница более старшего поколения, чем Чарская и Лухманова. Она писала в 1840-е годы, в те времена, когда в России еще действовало крепостное право. Героиня этой книги относилась к привилегированному сословию. Тем более интересно посмотреть, как ее воспитывали и чего требовали от девочки, которой суждено стать хозяйкой огромного имения и сотен крепостных.
Л. Кормчий «Красавчик»
Эту повесть называли «русский Оливер Твист». Бездомные мальчишки бегут из притона, где злобная старуха заставляет их воровать и побираться... Попробовав «босяцкого счастья», мальчишки без сожаления расстанутся с ним, когда у них появится такая возможность.
Книги из подборки к статье можно посмотреть на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА" .
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.