Вдогонку предыдущей статье возникла необходимость написать вот эту.
И прежде чем кидать в меня камни (и упреки в снобизме!), прошу дочитать статью до конца, дорогие мои друзья.
Итак, прошлая статья была посвящена тому, почему вносить "улучшения" в виде цвета в законченное авторское черно-белое произведение я считаю вандализмом. Многие комментаторы писали мне, что им всё нравится, а потому раскрашивать фильмы хорошо, а эстетические принципы тут неважны. На это некоторым (не всем, кстати) я объясняла, что у них просто не развит вкус. Большинство в ответ обижалось и упрекало меня в снобизме.
Но стоило ли им на меня обижаться и вообще порок ли это – неразвитый вкус? Или же мои упреки относились к чему-то совсем другому? И уж заодно – «снобизм» ли мои слова?
Начну с очевидного. Развитие вкуса в какой-то сфере требует времени, сил и огромного желания. Например, я не умею со вкусом сочетать оригинальную одежду, развивать это умение мне лень – и потому я ношу унылый кэжуал и толстовки.
Ещё я не люблю песни Высоцкого в авторском исполнении. Как поэта и артиста – очень люблю его. А слушать, как он поёт, не могу. Обесценивает ли это пение Высоцкого? Нет, просто у меня вкус к подобной исполнительской манере не развит. Потому что люди, которых я уважаю и считаю умными, вполне аргументированно полагают, что эта манера – достойна.
А ещё у меня, подозреваю, слабо развит вкус к живописи. Я знаю, что Гоген или Сезанн крутые. И тем не менее который год я покупаю календари Денниса Льюэна с домиками и искренне кайфую.
Я даже иногда Кинкейда покупаю.
Если мне скажут, что у меня не развит вкус, я не обижусь ни капли. Потому как да, я, скажем, экспрессионистов каждый день не разглядываю, утомительно мне. Хотя и знаю, что они крутые. А на аляповатые домики смотрю с умилением.
Иметь неразвитый вкус к чему-то - не порок. Не все могут вышивать, вязать, разбираться в кино или живописи. Не всем это и надо, в конце концов.
Так что же плохо? А плохо, не развивая свой вкус, считать его эталонным. Некоторые комментаторы искренне писали: я не эстет, я не разбираюсь в кино, я хочу, чтоб было ярко и весело, а потому ваши аргументы оставили меня равнодушным. Плохо ли это? НЕТ. Это их право! Потому им я и не возражала особо: то, что они отдают себе отчет в неразвитом вкусе, делает им честь. И любовь к просмотру «яркого и веселого» – достаточная причина для нежелания копать глубже.
Но большинство-то несогласных говорило так: "Тарковского смотрят люди с извращенным восприятием", "черно-белое кино физически невозможно воспринимать", "те, кому важны какие-то непонятные эстетические критерии, просто отсталы и консервативны" и т.д. И вот это – уже порок. Как если бы я считала Высоцкого бездарностью, а толстовки с распродажи – изысканными дизайнерскими нарядами.
Что же касается моего «снобизма»... Вообще-то изначально это слово означало, что человек, добившийся высокого общественного положения, презирает тех, кто ниже его на социальной лестнице. В наши дни образованные в какой-то сфере люди не выше и не ниже других. Они просто потратили больше труда. И стартовые условия тут ни при чем: интернет уравнял вообще всех. В два клика вы можете найти курсы или видео на тему «история кино» или «операторское искусство для чайников». Или великолепные лекции покойного профессора Громова о живописи или ныне, слава богу, живущего Бартошевича – о Шекспире. То есть «сноб», объясняющий вам, что разбирается в чём-то лучше, – это не счастливчик, вытащивший джек-пот в социальной лотерее. Это просто человек, вложивший в получение какой-то конкретной информации чуть больше труда и времени. И мне не очень ясно, почему обесценить этот труд фразой «мне нравится, значит, хорошо, а ваша история кино – туфта» – хороший тон, а высказаться с позиции человека, вложившего труд и получившего благой результат, – это фу и стыдно.
Любопытнее всего, что кое-кто стал обвинять меня в снобизме и высоколобости сразу после прочтения статьи. То есть кого-то оскорбил сам факт анализа – и я это встречаю нередко. Мол, «зачем критики мудруют, киноведы изучают кино, искусствоведы пишут нудные статьи про живопись, когда я, Петр Петров, сейчас посмотрю и скажу, хорошо увиденное или плохо. А многословные статьи навязывают мне мнение автора и вообще написаны, чтоб автор знаниями покичился». Одна моя знакомая говорила: беда нашего времени в том, что людей укрепляют в заблуждении: "То, что мне нравится, и есть хорошо". В итоге, как только им объясняют, что есть какие-то объективные оценки, есть белые пятна восприятия, есть бо́льшая насмотренность и осведомленность, чем у них, – они воспринимают это в штыки. Как если бы я обиделась за Кинкейда и Льюэна и стала кричать, что экспрессионисты, импрессионисты и Гоген – фигня, а вот грубо намалеванный кислотный домик, у которого все окна ярко светятся при дневном освещении, – это подлинное искусство!
Но я ведь понимаю, что люди, которые видели очень-очень много картин, много о них читали, рассматривали их при разном освещении, в разных условиях, – эти люди реально разбираются лучше, чем я. И иногда мне хочется у них поучиться, потому что – а вдруг я какой-то очень большой кайф упускаю?
Одна дама, считающая, что кино – вид развлечения, написала мне: «ну если для вас кино - это "сложные эстетические впечатления", то нам не о чем говорить». И ведь правда – не о чем. Не потому что один из нас лучше или хуже другого. Может, дама великолепно вышивает или готовит, разбирается в музыке и т.д. (лично я вот – нет). Но если ей не доставляют удовольствия сложные эстетические впечатления в кино (а они реально бывают очень кайфовые и даже развлекают лучше просто яркой картинки), то да, мы ведем дискуссию о кино на очень разных уровнях восприятия. И она не получает удовольствия от нюансов актерской игры или построения кадра. Не видит тонкостей операторской работы. Она развлекается иначе.
И имеет, черт возьми, на это право! Как и все мы имеем право на свое «нравится».
Только не надо путать «нравится» с чем-то другим.
© Ольга Гурфова
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Удобный путеводитель по моим постам - здесь . Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))