Найти тему
Светорусье

В каких случаях Дворовик мучил лошадей и обижал кур

Дворовой – дух двора; «хозяин» двора; домовой, живущий во дворе: «дворовой коням гривы заплетат»; «хозяин-дворовой, иди покель на спокой, не отбивайся от двора своего»; «дворовик есть при каждом дворе»; «которы <бесы> пали на дворы, так стали дворовыма». Другие названия дворового: дворовый, дворовый хозяин, дворовик, дворный, дворовушко.

Разделить образы домовых и дворовых «хозяев» в поверьях русских крестьян очень трудно. Ещё В. Даль писал, что дворовой – «невидимый покровитель и колоброд в доме», определяя его, таким образом, как домового духа. Показательно следующее обращение крестьян (сопровождающее подарок-приношение), которое объединяет духов двора и дома: «Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебе дарю-благодарю: скотину прими, попой и накорми».

На Новгородчине чётко разделяли дворового и домового: домовой обитает в доме, а дворовой – во дворе, но подобные однозначные свидетельства редки. В Вологодской губернии, согласно верованиям крестьян, на скотном дворе обитает домовой; в Архангельской губернии домового представляют радеющим обо всём хозяйстве, но видеть его можно в дверях хлева. В Олонецкой губернии о хозяйстве, по представлениям крестьян, заботятся дворовые, однако обитают они в подполье дома и т.п. Некоторые исследователи полагают, что «самостоятельный» дворовой персонаж: более характерен для западных районов России; тем не менее утверждать это окончательно пока трудно.

У русских крестьян XIX-XX вв. дух-покровитель, «хозяин» и двора, и дома (преимущественно характеризуемый как покровитель скота) чаще представляется обитающим во дворе, но именуется при этом «домовой».

Согласно народным представлениям дворовик может принимать облик человека, собаки, ласки, ужа, жабы, мыши. В некоторых местностях верили, что днём он выглядит как змея с петушиной головой и с гребнем, а ночью приобретает облик, схожий с хозяевами дома.

Дворовик не относился к «нечистым» даже при распространении христианства. Во всяком случае, по народному обычаю, чтобы увидеть Дворовика, хозяин дома после заутрени на Пасху должен был первым получить от священника красное яичко и взять свечу, с которой стоял во время службы. Ночью, до петухов, держа в одной руке зажжённую свечу, а в другой – яйцо, требовалось стать перед отворенной дверью в хлев и произнести: «Дядя дворовый, приходи ко мне не зелен, как дубовый лист, не синь, как речной вал, приходи ко мне, каков я, я тебе христово яичко дам». После этого Дворовик должен выйти в облике произносившего заклятие.

Распространено поверье, что вред хозяйству наносит не свой, а чужой Дворовик – это он мучает лошадей, обижает кур, стрижёт шерсть с овец. В последнем случае дворового обитателя называли также Стрига. Свой Дворовик ухаживает за лошадьми, по ночам заплетает им гривы в косы, заботится о других домашних животных и птицах. При покупке скота старались заговорить Дворовика словами: «Вот тебе, хозяинушко, мохнатый зверь на богатый двор, пои, корми, рукавичкой гладь!». Считалось, что если при переезде в новый дом не позвать с собой Дворовика, скотина не будет плодиться. Для Дворовика, как и для Домового, оставляли 25 января угощение, чтобы он не глумился во дворах.