Найти в Дзене
Строительный мир

Совмещенный мост через Обь как часть масштабного железнодорожного проекта: к реализации СШХ могут приступить в следующем году

Оглавление

В рамках проекта Северного широтного хода (СШХ) в мае 2018 года в торжественной обстановке в присутствии высокопоставленных лиц был дан символический старт строительству совмещенного мостового перехода через Обь, призванному соединить Салехард и Лабытнанги и стать одним из ключевых объектов новой железнодорожной магистрали.

© Charly1234 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Построенные, заброшенные и планировавшиеся линии)
© Charly1234 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Построенные, заброшенные и планировавшиеся линии)

По задумке, линия протяженностью более 700 км должна пройти по территории Ямало-Ненецкого Автономного округа от ст. Обская до ст. Коротчаево через Надым, связав тем самым Северную и Свердловскую железные дороги. Появление этой магистрали, построить которую пытались еще в середине прошлого столетия (в документах известна как «стройка 501»), поспособствует развитию Арктики, обеспечит короткий выход к Северному морскому пути (в дальнейшем предусмотрены дополнительные ветки на полуострове Ямал), что существенно сократит доставку грузов как в западном, так и восточном направлениях; соединит действующие и поспособствует появлению новых месторождений в ЯНАО.

© Вершинин Михаил / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Заброшенный участок на перегоне Салехард—Надым, 2021 год)
© Вершинин Михаил / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Заброшенный участок на перегоне Салехард—Надым, 2021 год)

Именно с моста и должна начаться реализация проекта. На табличке, установленной весной 2018-го на месте, где была заложена капсула, отмечены участники этой кампании: правительство ЯНАО, ОАО «РЖД», ПАО «ГАЗПРОМ» и Минтранс РФ. Максим Соколов, который в то время в качестве и.о. возглавлял последнее, отмечал, что проект будет реализован в течение пяти лет. Однако к строительству железнодорожной линии и непосредственно возведению двухуровневого моста для авто и ж/д транспорта на начало сентября 2021 года так и не приступили.

Сроки сдвигаются

Обсуждения относительно создания СШХ активно велись с 2005 года. Довольно быстро была подготовлена необходимая документация, но после проверки проект отправили на доработку, а начало его реализации отложили до 2012-го. Позднее была назначена новая экспертиза, и в 2014-м проект был утвержден.

В прессе появлялась информация, что старт работам объявят уже через несколько месяцев. Но определенные подвижки были сделаны лишь через пару лет: Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост премьер-министра РФ, весной 2016-го включил Салехардский мост в перечень крупных проектов с государственным участием. Данный шаг еще не означал, что из федерального бюджета поступят необходимые деньги, но гарантировал, что государство в той или иной мере поддержит инициативу финансово. А между ОАО «РЖД» и правительством Ямала осенью было подписано соглашение о строительстве СШХ.

© Официальный сайт полномочного представителя Президента России в УФО / uralfo.gov.ru / CC BY-SA 4.0
© Официальный сайт полномочного представителя Президента России в УФО / uralfo.gov.ru / CC BY-SA 4.0

Но относительно сроков по-прежнему была неопределенность. В конце года и президент России Владимир Путин не озвучил конкретных дат, лишь подчеркнув значимость проекта для развития региона и сказав, что к строительству приступят сразу же после того, как появится абсолютная уверенность в экономической целесообразности северной магистрали.

В декабре 2017 года была запущена первая очередь завода по производству сжиженного природного газа — Ямал СПГ мощностью 16,5 млн тонн в год. От общего добываемого объема этого полезного ископаемого на ЯНАО приходится около 80%. Открытие предприятия является серьезным толчком для скорейшего появления новой железнодорожной линии.

После символического старта проекта в мае 2018-го, как отмечалось выше, активные работы по возведению моста начаты не были. В августе правительство России утвердило концессию на Северный широтный ход, и в тот же месяц и.о. губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов на встрече с главой государства заявил, что уже есть практически все необходимое, чтобы зимой приступить к возведению объекта. Он отметил, что совместно с инвестором ведутся работы по подготовке к фактическому старту проекта. Даже сообщалось о планируемой переброске нескольких бригад с Крымского моста на Обь.

© ФАУ "Главгосэкспертиза России" / gge.ru (Салехардский мост, визуализация)
© ФАУ "Главгосэкспертиза России" / gge.ru (Салехардский мост, визуализация)

Однако через восемь месяцев после встречи с президентом было объявлено, что к возведению сооружения через водную преграду приступят только в 2020-м. Параллельно создавалась вспомогательная инфраструктура на участках строительства СШХ.

Новая попытка

В сентябре 2020-го Главгосэкспертиза выдала разрешительные документы по первому этапу проекта железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым, в рамках которого были предусмотрены инженерная подготовка и проведение ряда работ по защите территории для строительства совмещенного моста.

Но некоторые эксперты тогда высказали сомнения по поводу реализации столь затратного проекта в непростое с экономической точки зрения время. Хотя в Минэкономразвития РФ заявили, что окажут всестороннюю поддержку кампании. Опасения скептически настроенных наблюдателей все же подтвердились. В конце 2020 года региональные власти сообщили, что в данный момент производятся изыскательские работы, однако указать конкретные сроки начала возведения моста не смогли.

© Администрация Президента России / kremlin.ru / CC BY-SA 4.0 (Послание Президента Федеральному Собранию, 2021 год)
© Администрация Президента России / kremlin.ru / CC BY-SA 4.0 (Послание Президента Федеральному Собранию, 2021 год)

В апреле 2021-го в послании Федеральному Собранию Владимир Путин анонсировал новый финансовый инструмент, призванный помочь в реализации значимых проектов в регионах. В течение двух лет предполагается выдать несколько инфраструктурных бюджетных кредитов максимум под 3% и сроком на 15 лет на общую сумму 500 млрд руб. Одним из первых в списке стоит как раз СШХ.

В свете этой новости проект железнодорожной магистрали в тот же месяц обсудили глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров и губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов и объявили, что всю проектную документацию по мостовому переходу Лабытнанги – Салехард подготовят до конца текущего года.

На встрече было подчеркнуто, что будущая дорога имеет огромное значение для арктической зоны и принесет существенные выгоды для концессионера, региона и всей страны. Но, как подчеркнул позднее глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников, экономические эффекты от запуска СШХ будут не моментальными.

© Сайт Минэкономразвития России / economy.gov.ru / CC BY-SA 4.0 (Максим Решетников и Дмитрий Артюхов. Обсуждение проекта СШХ, октябрь 2020 года)
© Сайт Минэкономразвития России / economy.gov.ru / CC BY-SA 4.0 (Максим Решетников и Дмитрий Артюхов. Обсуждение проекта СШХ, октябрь 2020 года)

Последний в августе текущего года заявил о поддержке проекта и отметил, что для его реализации дополнительно могут быть привлечены средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Министр призвал как можно скорее начать строительство.

О важности проекта 24 августа в очередной раз говорил и президент страны во время съезда партии «Единая Россия». Путин сказал, что этап восстановления российской экономики почти завершен и отметил, что пришло время запускать масштабные проекты. Через три дня после заявления главы государства власти ЯНАО подали заявку на инфраструктурный кредит в размере 50 млрд руб. для строительства СШХ и заявили, что к долгожданным работам могут приступить уже в следующем году.

© Пресс-службы Совета Федерации / council.gov.ru / CC BY-SA 4.0
© Пресс-службы Совета Федерации / council.gov.ru / CC BY-SA 4.0

Проект мостового перехода оценивается в 80 млрд руб. Он предполагает возведение основного сооружения протяженностью 2479 м и сотни метров подходных эстакад. Строительство будет осуществляться в условиях вечной мерзлоты. Как неоднократно подчеркивалось, проект, учитывая климатические и геологические условия, довольно сложный и при его реализации планируют применить современные инновационные решения. В целом на строительство Северного широтного хода может уйти не менее 500 млрд руб. Его пропускная способность составит почти 24 млн тонн грузов в год.

Читайте: В Санкт-Петербурге построят новый разводной мост через Неву