Найти тему
Библиотекарь

Суббота и дерево познания добра и зла

Давайте уже наконец проясним вопрос субботы, так как он давно назревал и видимо пришло время разобраться и каждому для себя решить, как относиться к этому дню.

Следует сказать, я не затеваю спор и просто делюсь с вами своими размышлениями на этот счет. Вопрос субботнего дня в контексте почитания для меня уже давно сформирован, и я не собираюсь что-то менять. В данном случае я приведу пару аргументов и некоторые достаточно интересные наблюдения.

В одной из статей, которую я удалил по определенным причинам, мы уже обнаружили, что в истории христианской церкви произошло постепенное изменение в отношении субботнего покоя и свое значение оно нашло в первом дне недели - воскресении. Основной причиной такого положения дел можно считать желание молодого христианства отмежеваться от иудаизма и приобрести свое лицо. Основными проводниками, ратующими за исключительность христианства и выражающие острое желание порвать с иудейством можно считать Иустина Мученика и Оригена, достопочтенных отцов церкви, живших на рубеже первого и второго веков нашей эры. Иустин в свое труде "Против иудеев" в довольно жесткой форме дает отпор иудеям и прямо заявляет от мерзости какой- либо связи с ними. Суббота как явный знак иудаизма подвергается критике. Ориген идет дальше и вообще заявляет, что суббота была дана в наказание иудеям, приводя в качестве примера случай с манной, которая падала шесть дней, а в субботы не выпадала. Таким образом он считает, что суббота стала уже тогда напрягать и необходимость в ней попросту отпала.

Так или иначе трансформация мышления происходила постепенно и уже к средним векам, а то и раньше христианство вовсю праздновало воскресный день, перенеся все свойства субботы на него. Как я уже упоминал, никто не знает до сего дня какой-то точной даты и даже года, когда это произошло. В четвертом веке при императоре Константине вопрос соблюдения первого дня был закрыт и традиционно воскресение стало официальным днем богослужений и торжественным для каждого верующего.

Сегодня ситуация не изменилась, и мало кто задается вопросом, почему в Десяти Заповедях говорится: "Помни день субботний". На вопрос "какое значение имеет суббота"? самым частым ответов является "это относилось к древним евреям и нам оно не надо". Хотя если читать ВЗ, то суббота была известна еще до провозглашения Закона на Синае, да и корнями она уходит гораздо глубже, в то время, когда ни одного народа еще не было.

Суббота и дерево познания добра и зла в заглавии взяты не случайно. Дело в том, что это были первые границы, встреча с которыми первым людям обещало немало положительного. Суббота стала первым днем жизни Адама и Евы. После своего сотворения они вошли в покой и провели я думаю этот день в особенной близкой беседе с Творцом.

Дерево познания и заповедь о субботе находятся в одной плоскости. Я пару лет назад говорил об этом, малозаметном на первый взгляд факте. Оба повеления не могут быть осмыслены с рациональной точки зрения. Какой-то практической пользы, отражающей реальность они также не имеют, особенно это касается субботы, и ее места в Десятисловии. В мире довольно проблем и бед, но суббота находится в Законе, и это удивительно.

Дерево познания и суббота были исключительно Божьим решением. Никакого вреда и неудобства люди не испытывали, находясь под покровом послушания и доверия Богу. Проблемы начались в тот момент, когда им в голову пришла идея, о незначительности требований и уверенности в своей собственной значимости. "Ничего страшного не случится, если мы чуть подкорректируем пару-тройку слов и подведем их к той черте, которая более удобна нам". Такой рода мысли наверно были в уме Евы, которая слушала змея, складно говорящего ей о небывалых перспективах вкушения плода с дерева.

Суббота в какой-то мере выглядит подобно дереву познания. С виду день как день, и только лишь повеление святить его придает ему статус особенного.

Задумайтесь над этим.