Продолжение. Начало тут.
И чтобы все-таки понять, что же хотел снять Эйзенштейн - апологию тирании, или же поднести тирану зеркало, чтобы он посмотрелся в него, поглядел на себя со стороны и ужаснулся? Первая серия - это апология. Вторая серия - обличение тирана через показ его верных слуг - дегенератов и "куклуксклановцев" в черных балахонах опричников и убийство безвинного "агнца" Владимира Старицкого. А какова же должна была быть третья, завершающая часть, этого триптиха.
Сохранился сценарий третье серии. Сохранился монтажный лист. Сохранился небольшой кусок кинопленки и фотографии дублей некоторых сцен. И можно составить себе полное представление о том, что это могло быть.
А ничего нового. По прежнему, царь Иван Грозный искореняет крамолу и измену, которая на каждом шагу. Враги внешние и враги внутренние объединились против Руси. И что же прикажете их щадить? И только для того, чтобы потомки не называли тебя "кровавым тираном", а называли бездарным правителем, развалившим великое государство? Иван Грозный на это, что называется, не согласен
Не по злобе, не по лютости, не по гневу, а за крамолу, за измену делу всенародному.
Третья серия начинается в ливонском замке Вольмар. Там теперь живет изменник князь Курбский. К нему приезжает посланник московских бояр-изменников боярин Пенинский. Он сообщает, что у них все готово. Псков и Новгород готовы восстать против царя и передаться Польше. Курбский спешит к польскому королю Сигизмунду и сообщает эту радостную весть. Сигизмунд отправляет в Москву своего шпиона, немецкого рыцаря Генриха Штадена, того самого, чьи мемуары об Иване Грозном неожиданно всплывут в 19 веке, и станут одним из основных источников карамзинской версии истории об Иване Грозном, как о "кровавом тиране".
Штаден приезжает в Москву и поступает в опричное войско. Появление Штадена перед Иваном Грозным и опричниками является единственной сохранившейся сценой, снятой для третьей серии. Штадена играет Олег Жаков. Очень колоритный эпизод. Иван Грозный демонстрирует великолепное чувство юмора и мастерство работы с подозреваемыми. Вот это небольшой кусочек фильма.
Далее Петр Волынец, который был подослан убить Ивана Грозного, но в результате подстроенной царем провокации убил Владимира Старицкого, и который сейчас стал верным царевым слугой, сообщает о заговоре в Новгороде, жители которого решили восстать против Ивана Грозного и передаться полякам. Курбский, архиепископ новгородский Пимен и отрешенный от сана митрополита и сосланный в монастырь Филипп Колычев стоят во главе заговора.
И царь решает немедленно выступить с войском на Новгород, искоренить крамолу и измену. Здесь в фильме появляется духовник Ивана Грозного священник Евстафий. Его играет Павел Кадочников. В этом фильме у него три роли - Владимира Старицкого, священника Евстафия и халдея в сцене "Пещное действо".
Евстафий в начале выразил недоверие доносу Волынца, чем вызвал подозрение царя. Но затем воскликнул:"Пощады не давать. Огнем и мечом карать Новгород". На самом деле Евстафий является младшим братом бывшего митрополита Филиппа и заслан к Ивану Грозному, как лазутчик заговорщиков. И царское войско выдвинулось из Москвы на Новгород.
По дороге царь просит Малюту заехать в Тверской Отроч монастырь и навестить Филиппа. Последний раз Иван протягивает руку дружбы своему старому другу, несмотря на то, что тот стоит во главе заговора. Филипп должен благословить поход царя против новгородских мятежников. Но Филипп отказался благословлять царя.
Филип заявляет, что не знает никакой Руси, знает вотчины боярские, что царь отобрал. Не быть удачи царскому делу, анафема царю. Вот тут уже Малюта не сдержался и за такие оскорбления царя придушил Филиппа. Скажите, что опять невинного агнца убили?
Да нет, Малюта к Филиппу со всей душой, а тот любимого царя анафеме предавать.Такого изменника только и осталось что придушить в состоянии сильного душевного волнения. Хотя большинством историков и опровергается версия убийства Филиппа. Даже наш Президент Владимир Владимирович знает, что это одна из версий. Нету Филиппа в поминальном синодике Ивана Грозного, который на данный момент является главным доказательством "кровавых репрессий".
По дороге опричники перехватывают гонца в Новгород с письмом от Евстафия, который предупреждает о царской карательной экспедиции. В последний момент гонец успевает уничтожить подпись под письмом. Царь неожиданно со своими опричниками появляется в Новгороде и арестовывает заговорщиков.
Следующая сцена - покаяние царя. за казнь 1500 новгородских заговорщиков. Опять его мучают сомнения в том, как надо было поступить - простить или казнить.
А во время исповеди своему духовнику Евстафию, царь разоблачает того, как вражеского лазутчика.
И Евстафий, перед тем, как его заберет к себе в застенок Малюта, выдает планы Курбского и польского короля о намечающейся интервенции против Руси. Бояре - военачальники на ливонской границе ждут только сигнала, чтобы пустить вражеское войско во главе с Курбским. Ну, прямо таки прямая аллюзия с Особым Западным военным округом накануне 22 июня 1941 г. Иван дает указание написать Курбскому за подписью Евстафия подложное письмо, что тому можно выступать с войском. Все готово. На границе бояре - заговорщики откроют ее.
Бояр-изменников, командовавших войсками на границе, опричники успевают арестовать, а Курбскому с его войском устраивается засада. Войска Курбского разгромлены, он укрывается в ливонском замке Вессенштейн.
А в это время царь выявляет коррупцию среди своих ближайших соратников. Алексей Басманов очень хорошо пограбил новгородцев во время карательного похода и часть добычи в казну не сдал. Царь приказывает Федору Басманову убить отца. Федор делает это, но затем и его самого убивают.
Заключительные эпизоды фильма посвящены походу Ивана Грозного в Ливонию. Царские войска берут приступом замок Вессенштейн. Курбский успевает сбежать, но, пробираясь через лес, тонет в болоте. Как и положено изменникам.
Во время приступа Григорий Лукьянович Бельский берет царский стяг и первым поднимается на вражеские стены, чтобы водрузить Знамя Победы. Но тут взрывается башня, на которую он взобрался. Малюта из последних сил держит падающие на него своды башни и успевает передать Знамя Победы Петру Волынцу, чтобы тот все-таки водрузил его над замком. И сразу же на него рушится стена.
Но он еще жив и хочет увидеть Балтийское море, к которому должна выйти Русь. Царь Иван приказывает нести Малюту к морю. И, увидев море, Малюта умирает. Иван Грозный, потеряв последнего своего верного слугу, стоит одиноко на берегу Балтики. "На морях стоим и стоять будем."
Вот такой должна была быть третья серия. А в итоге фильм должен был показать, что разбив в первой серии внешнего врага на Востоке, разгромив во второй серии внутреннего врага, в третьей серии царь Иван Васильевич Грозный добивает остатки внутренней измены, беспощадно искореняет коррупцию среди соратников, и побеждает внешнего врага на Западе.
Особенно убедительно облагорожен в третьей серии Малюта Скуратов. Прямо какой-то Егоров и Кантария в одном лице. Виктор Шкловский высказывал свое недоумение такой трактовкой образа этого то ли Ежова. то ли Берии из 16 века. На что Эйзенштейн ответил:" А я так хочу. Как изображу, так он и будет восприниматься. В итоге у нас будет не "Дом Матери и Малютки", а "Дом Матери и Малюты".
Вполне себе патриотический фильм, если, конечно, отвлечься от некоторых эстетических поисков Эйзенштейна по изображению "гамлетианствующего" Ивана Грозного и опричников в виде "куклуксклановцев" и "дегенератов".
Но может они и были такими на самом деле в ту эпоху. "Эпоха была жуткая, просто жутчайшая, настроение было просто гнусное, и атмосфера была мерзопакостная. Но, тем не менее, рыба в Каме была." И где же нам взять "людей со светлыми лицами" из той эпохи. Да негде. Не доросли они еще до "демократии" и "либеральных ценностей", не говоря уж об "общечеловеческих". Они и слов то таких не знали. Как, впрочем, и во всем остальном современном им "цивилизованном" мире. Так что, не судите их строго.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.