Павел (до своего служения Христу — Савл, Саул; еврейское: выпрошенный у Бога) — римский гражданин. Иудей и воспитан в иудействе (партия фарисеев). Родился Павел в начале нашей эры в Тарсе, главном городе Киликии на юго-востоке Малой Азии. Образованный человек (говорил на многих языках). Умер, согласно преданию, мученической смертью в Риме во времена императора Нерона.
Савл (будущий апостол Павел) - натура страстная, решительная, мистически (религиозно) настроенная. Не с его (вдохновенными) устремлениями и характером было оставаться в стороне от происходящего на его родине (религиозные искания иудеев времени Спасителя). Савл принимает участие в гонениях со стороны иудеев христиан. Он впереди многих гонителей. Он причастен к смерти Стефана, он добивается разрешения арестовывать верующих во Христа и отдавать их на суд правоверных иудеев, он лично стремится осуществить карательные действия в отношении отпавших от ветхозаветного иудейства соплеменников, он «дыш[ит] угрозами и убийством на учеников Господа…» (Деян. 9:1) — все это его характере. Его разум, его сердце, его воля жаждут большого и драматического. И он вступает в развертывающуюся в Римской империи драму — драму рождения нового человека, человека-христианина, человека, свободно — вне Закона — принимающего в себе Бога. Вступает по своей воле (тексты Писания не указывают на то, что кто-то подвиг Савла к гонению галилеян) и решает собою, своей волею и непреклонностью, определить ход этой вселенско-религиозной драмы. На крайнее (на убийство соплеменников) решается Савл в своих действиях по ограждению иудейского Закона.
Решается Савл на убийство своих соплеменников и встречает Того, Кого гнал — Христа. Страстность, решительность его, Савла, натуры проявляется и в этой встрече и, главное, в ее последствиях.
Савл ошеломлен: его низринули (повергли). Из большого он стал малым (безмерно малым). Он, дерзавший быть гонителем, стал слабым (ослепшим). Его вера (вера фарисея) была повержена. И тем сильнее она была (страстность его души), тем величественнее заявила о себе в его душе та вера, каковая разрушила ее в мгновение.
Савл со всей страстностью и решительностью своей натуры уверовал в Повергнувшего его и стал «смело проповедовать во имя Господа Иисуса» (Деян. 28:9).
Со страстью, с истовостью и вселенской решимостью будет служить Христу Савл. Будет служить бескорыстно, честно, мужественно. Будет обретать последователей, друзей и врагов. Будет служить, стоять в истине, до самой своей смерти. <...>
Павел, и прежде всего он, по слову Иоанна Златоуста, восполнил в мире недостающее Христово [6, с. 818]. Недостающее Христово во времена апостола есть преодоление иудейского закона (веры по принуждению), утверждение спасения человека верою во Христа Апостол Павел о человеке и его воспитании (свободным духовным усилием), принятие всех во Христа независимо от крови, языка, социального статуса, прежней веры и пр., поверение веры и других плодов духа (стилистика посланий апостола) любовью, милосердием, распространение слова Спасителя на все языки (народы) и страны. Все это свершено прежде всего трудом духовными усилиями апостола язычников — Павла.
(Из книги А.А. и П.А. Гагаевых "Апостол Павел")
Купить книгу в интернет-магазине Лабиринт или в издательстве.
Читать по теме
ИСТОРИЯ ЛЮДЕЙ КАК ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Авторы
Гагаев Андрей Александрович — д-р филос. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ, в том числе десяти монографий и шести учебных пособий по проблемам теории познания, истории и теории культуры;
Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ, в том числе восьми монографий и трех учебных пособий по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ.
Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте