Расскажем историю семьи Вэнго из Тамбейской тундры, каков их быт и как тяжело им порой без женщин.
Вдовец Алексей Вэнго ведёт хозяйство вместе со старшими сыновьями – Анатолием и Андреем. Единственная дочка Эля живёт с большой семьёй его брата – Вадима. Воспитываются у родственника и еще два сына Артём и Роман, часто приезжают помогать отцу.
Взрослые парни ещё не нашли себе пары. После школы-интерната или колледжа молодых ненок затягивают посёлки, они меняют чум на комфорт и легкую работу. Считается,что в тундре прекрасная половина быстро старится. Поэтому тридцатилетний одинокий оленевод сейчас типичный образ.
– Нет женщин, – с неизменной улыбкой произносит Анатолий Вэнго.
Мужской состав семьи накладывает отпечаток на быт. Кроме окарауливания стада, ремонта нарт, починки снегоходов и добычи рыбы, приходится самим готовить и колоть дрова. Куча времени уходит на починку одежды из оленьих шкур.
Традиционное одеяние – малицы, гуси, меховые чулки – для тундровика отдельный разговор. Кропотливой выделкой шкур и пошивом заняты женщины. Например, для малицы нужно долго обрабатывать четыре шкуры.
– Без жены плохо. Малицу некому сшить, приходится покупать. Малица в тундре 30 тысяч рублей стоит. Обычно я 20 тысяч даю, а остальное шкурами предлагаю, – говорит Алексей Вэнго.
Пример этой семьи наглядно иллюстрирует предупреждения ученого Юрия Квашнина. В книге «Ненецкое оленеводство в XX – начале XXI века» он писал так:
«Оленеводческое хозяйство, в идеале, представляет собой неразрывную цепочку, состоящую из мужа-хозяина, жены-хозяйки и детей-наследников. Из полноценной семьи, которая кочует по тундре и владеет определённым количеством оленей и собак. Выпадение одного из звеньев из цепочки ослабляет или разрушает хозяйство. Потеря жены для оленевода означает, что помимо присмотра за оленями, он вынужден заниматься и всеми делами в чуме».
В общем, сложно в тундре без женщин.