"Многие фотографы считают, что если они купят лучшую камеру, то смогут снимать лучшие фотографии. Лучшая камера не будет работать за вас, если в вашей голове или в сердце ничего нет" (Арнольд Ньюман).
Правильнее было бы, наверное, назвать этот пост «Осознанное фотографирование», поскольку речь пойдёт в первую очередь о процессе. Будем считать для простоты, что правильный процесс приведёт к правильному результату.
Чтобы избежать недоразумений, сразу поясню, что я понимаю под осознанностью. Это состояние, в котором в любой момент времени человек может сказать, что он делает, зачем и почему именно так. Иными словами, это противоположность действию «на автомате», когда мы что-то делаем не осознавая этого. Почему так происходит?
Дело в том, что присутствие в моменте требует энергии. Человек привык энергию экономить, поэтому, если он не предпринимает специальных усилий, то как бы засыпает наяву и начинает действовать по ранее сформированным шаблонам.
Сам по себе автоматизм не плох и не хорош. Он, например, позволяет нам быстро водить автомобиль и чрезмерно не уставать от этого действительно сложного занятия. Каждый, кто учился вождению, может вспомнить, как это происходило вначале, пока нужные автоматизмы не были сформированы. Передавая часть функций подсознанию, мы не только экономим энергию, но и разгружаем наш мыслительный аппарат для более полезной и сложной деятельности. Мы не думаем, какую включить передачу и что для этого нужно нажать, поэтому в состоянии в это время подумать об оптимальном маршруте.
Какое отношение всё это имеет к фотографии? Самое прямое. В состоянии полусна, в котором находится большинство людей, хорошее фото сделать практически невозможно. Для этого необходимо включиться в процесс, в окружающую действительность. Значит, надо встряхнуться, почувствовать себя присутствующим в данном конкретном месте в данное конкретное время, стать как бы частью окружающей действительности. Если вы снимаете пейзаж, то ощутить то пространство, в котором находитесь. Если портрет, то почувствовать связь с моделью. Если репортаж, то встроиться в атмосферу данного конкретного события. У большинство хороших фотографов этот режим включается как бы сам по себе (и это хороший, правильный автоматизм – автоматически осознавать, что пора выйти из автоматического режима)).
Хочу особо подчеркнуть, что написанное выше относится не только к выбору режимов камеры и параметров съёмки. В первую очередь речь идёт о таких вещах, как построение кадра, выбор оптимальной точки съёмки, соединение попавших в кадр элементов в осмысленную композицию. О том, чтобы не забывать, что хотя мы видим перед собой трёхмерную сцену, в результате мы получим плоское изображение, на котором будут играть нашим восприятием линии, формы, цветовые пятна... О том, чтобы не просто походя «фиксануть» что-то забавное, а выстроить кадр, несущий определённую идею, настроение, эмоцию.
Я давно заметил, что если вышел снимать в приподнятом настроении, когда энергии много, то найти интересный сюжет гораздо легче, кадр строится свободнее, появляется удовольствие от процесса, которое ещё больше улучшает настроение. И наоборот, если устал или расстроен, лучше камеру оставить дома – всё равно хорошего снимка не получится. Либо проходишь целый день, так её и не достав, либо придя домой обнаружишь, что в яркий день снимал на ISO 1600, которое осталось на камере с прошлой съёмки – и всё потому, что полноценно включиться в процесс сегодня нечем. Так или иначе, фотограф снимает всем собой, и если он сам не в порядке, это неминуемо отразится на результате.
А вывод прост – снимайте с удовольствием и не забывайте погружаться в процесс максимально глубоко.
*Оригинал фото в моей галерее на flickr.
#фотография #фотограф спб #осознанность #практические советы