Найти в Дзене
Светорусье

Что в старину называли "навозницей"

Навозница (также назьмы) – это вид помочей (толоки), заключавшийся в совместной общинной помощи одному из хозяев по вывозу навоза в поле, чтобы удобрить землю под озимые или под пар. Работа сопровождалась праздничными увеселениями и угощением.

Чаще всего подобная помочь происходила в июне. В Вятской и Пермской губерниях удобрение полей начинали с Петрова дня (29 июня/12 июля), но в большинстве мест это осуществлялось на день св. Тихона (16/29 июня). Существовали даже пословицы: «на Тихона толока на навозницу»; «навоз густ, и амбар не пуст».

Обычно навозница проходила в праздник или воскресный день, когда либо сам хозяин приглашал на толоку, либо все работоспособные жители деревни договаривались вывозить «позём» (навоз) сообща. Сначала помогали одному хозяину, потом все вместе переходили к другому. Навозница состояла не только из хозяйственно трудовых процессов, но зачастую носила праздничный и ритуальный характер. Особенностью навозницы был смешанный состав её участников. В отличие от помочей – чисто женских (например, капустки) или мужских (строительство дома) в навознице участвовала вся община – от детей до мужиков и баб.

Одно из наиболее подробных описаний этого вида помочей относится к Псковской губернии и сделано в 1879 году. Речь идёт о деревне Борок Березовской волости Порховского уезда и некоторых других прилежащих к ней селениях, заселённых бывшими крепостными крестьянами, состоявшими на выкупе с 1864 года (так называемые временнообязанные).

«Вывозка навоза производится часто толокой (толока), которая состоит в том, что все или часть однообщественников соглашаются вывозить «позем» (навоз) сообща,– писал Н. Зиновьев, отвечая на запрос Вольного экономического общества. – Сначала все однообщественники собираются у одного хозяина и вывозят его навоз, затем переходят к следующему и т.д.». Это тот же тип помочей, что и при обработке льна: целая система последовательно, в определённой очерёдности совершаемых толок, охватывающих всю общину или значительную часть её по одному и тому же виду работ.

На толоку по вывозке навоза собирались на Псковщине с жёнами и детьми; детвора допускалась уже с 6-7 лет. Каждый хозяин являлся со своей лошадью и специальной одноконной телегой, представлявшей собой неглубокий ящик на двух колёсах. Мужчины группами в 5-6 человек грузили большие пласты, сообща поднимая их двузубыми вилами; дети-"повозники", сидя верхом на лошади, доставляли груз в поле; там женщины вилами сваливали навоз с телег небольшими порциями, равномерно распределяя по участку.

«В полдень оживлённая работа прерывается, все собираются в избу к тому хозяину, чей в данное время возят навоз, и приступают к угощению, которое выставлено хозяином». Подавали пироги, блины, щи с говядиной или снетками и квас. Затем следовал часовой отдых, и снова принимались за работу, пока не заканчивали. В описании отмечается приподнятое настроение помочан – смех, шутки, остроты. «Хотя толокою производится работа тяжёлая и не особенно приятная, но между тем толока - чистый праздник для всех участников, в особенности для ребят и молодёжи».

В Вельском уезде Смоленской губернии навоз вывозили всегда толокой, охватывавшей всю деревню, то есть поочерёдными помочами. Последний воз назывался «поскрёбышем», а возница его «телепою» (телепнем). В адрес этого возницы участники помочи отпускали солёные шутки; телепа должен был «украсть» во время обеда кашу, которая непременно варилась на каждой толоке. Толпа ребятишек бросалась ловить телепня – вора; убегая, он старался попасть в хлев, из которого вывозили навоз на данной толоке. «Там при общем смехе вся толпа наперерыв подхватывает кашу, а горшок разбивают».

Праздничная обстановка подчёркивалась тем, что лошадей «убирали в самую лучшую сбрую» и надевали на них ошейники с бубенцами. Парни и девушки, правившие лошадьми, устраивали состязания в скорости, когда возвращались с поля порожняком. «Так что это время,– по замечанию наблюдателя, – напоминает масленицу». Помочи по удобрению полей в некоторых местах имели своё название – «назьмы». Об увеселениях помочан при вывозке навоза говорили – «в назьми играть».

Во многих волостях Московской губернии помочи по вывозке навоза на поля («навозница») выливались в своего рода женский праздник. Одни и те же помочанки для участия в этой помочи объезжали на своих лошадях родственниц в разных деревнях. Особое значение придавалось последнему возу: «На воз садятся поверх навоза бабы, одетые мужиками, с усами, подрисованными углём, или физиономией, измазанной сажей; лошадь укрывают лоскутками, пучочками соломы; едут с песнями, с гармошкой». Работа сопровождалась песнями и плясками и заканчивалась обильным угощением.

Трапеза состояла обязательно из двенадцати блюд – по числу месяцев в году. Считалось, что в соответствии с этим каждый месяц года будет сытым. Всех, проходящих мимо дома, непременно приглашали к столу. На стол пода вались: окрошка, приготовленная из лука, огурцов и кваса, щи овсяные с постным маслом либо щи зелёные из щавеля со сметаной, ботвинья с кислицей, сочни – толстые рыхлые блины на дрожжах, намазанные начинкой (картошкой, разведённой молоком и яйцами), кисели – гороховый и овсяный, гуща (жито), сладкий суп с рисом и изюмом, творог, дpoчeны, которые ели со сладким супом, картошка тушёная, пироги с рыбой, оладьи.

В Нижегородской губернии щи обязательно готовили с мясом, угощали чаем. В Псковской губернии помимо вечернего обеда угощение делали и в полдень, его выставлял тот хозяин, которому помогали возить навоз. Даже если угощение было небольшим, то вина, водки, пива, браги всегда выставлялось достаточно. Про навозницу часто говорили: «работа за вино».

После окончания угощения участники толоки выходили во двор и обливали друг друга водой, продолжая веселиться; в этом видны проявления древнего обряда вызова дождя. В Тверской губернии, наоборот, не обливались водой, чтобы погода стояла хорошая; зато обливали рожь. Толока завершалась хороводами, песнями и плясками в знак благодарности за угощение, гулянием по деревне, продолжавшимся всю ночь.