Занятия физическими упражнениями как средство укрепления здоровья и развития физических способностей у музыканта.
Р. Бегус, И. Зулаев
Известно, что занятия физическими упражнениями благотворно влияют на укрепление здоровья и развитие физических способностей творческого человека, в частности музыканта. Занятия музыкой кроме положительного эффекта заключающегося в развитии эмоциональных и духовных сторон личности, к сожалению имеют и негативные сопутствующие стороны. У музыкантов, как профессионалов занимающихся много лет так и у начинающих, развиваются физиологические проблемы, мешающие профессиональной, ничем не обременённой игре на инструменте. Среди которых можно выделить самые распространённые: это болезни спины, позвоночника, суставов и болезни мышц. Возникают также психологические проблемы. К психологическим проблемам относятся неуверенность, отсутствие концентрации, сосредоточенности и спокойствия.
Помочь в преодолении этих проблем могут занятия физическими упражнениями.
Стоит напомнить, что существует очень много работ доказывающих положительное влияние музыки или занятий музыкой на занятия спортом или на улучшение спортивных достижений.
Действительность этих утверждений бесспорна. Но в сообществе музыкантов сложилось убеждение что музыкант и физическая культура трудносовместимы, занятия физической культурой оказывают негативное влияние на руки музыканта, на его духовность итд. Возможно по этой причине спорт для музыканта стал неким табу и очень мало работ, которые рассматривают действительную пользу и необходимость занятиями физической культурой для музыкантов. В данной статье мы хотим развеять данные заблуждения и показать необходимость занятий физической культурой для творческого человека. Не случайно в Московской Консерватории, в ведущем вузе страны говорят без иронии у нас два главных предмета - Специальность и Физкультура.
И действительно, нет научно обоснованных данных о вреде избранного вида спорта для музыканта.
Если перевернуть недавние страницы истории, то видно, что многие музыканты для поддержания физической формы занимаются каким-то полюбившимся им видом спорта - плаванием, конным спортом, боевыми искусствами, теннисом. Последним, например, очень увлекались пианист Александр Гольденвейзер и Сергей Доренский. Святослав Рихтер любил пешие прогулки, Игорь Бутман играет в хоккей, Денис Мацуев в футбол, Владимир Спиваков занимается боксом, Народный артист, выпускник ЦМШ и Московской Государственной Консерватории Марио Дюранд всю жизнь занимается плаванием и имеет по этому виду спорта 1 разряд. Но практически все виды спорта кроме положительных сторон имеют и негативное влияние на организм человека. Например конный спорт или бег дают большие нагрузки на спину и позвоночник. Занятия боевыми искусствами могут травмировать суставы рук, пальцев, плеч. Теннис оказывает большие нагрузки на локтевые и плечевые суставы. Плавание, несмотря на то, что оказывает влияние на развитие и укрепление плечевого пояса, а также развивает дыхательную систему (что очень важно не только для занятия духовыми инструментами) и имеет большую популярность у музыкантов тем не менее не способствует в полной мере укреплению мышц спины и развитию мышечной выносливости музыканта.
Кроме этого специфика занятий плаванием такова, что развивается сутулость, так как пловцы не распрямляют плечи а наоборот как бы сужают плечевой пояс для меньшего сопротивления воде при плавании.
Кроме того многие занятия данными видами спорта только для поддержания физической формы абсолютно не способствуют развитию психологической составляющей - выносливости, концентрации, собранности, спокойствия, уверенности в собственных силах.
В силу этих причин в нашей статье будет сделана попытка внести некоторые конкретные предложения по затронутым вопросам.
Распологая опытом скрипача и альтиста в качестве средства для преодоления вышеперечисленных проблем я считаю больше всего подходят упражнения из олимпийского вида спорта - тяжелой атлетики.
Основа физической выносливости и здоровья для любого человека (а не только музыканта) являются рационально развитые опорно-двигательный аппарат и мышечная системы, так например музыканту-солисту во время исполнения произведения мышцы ног позволяют долго стоять без усталости, мышцы спины поддерживают правильное положение тела. Это же касается и музыкантов-оркестрантов.
Основная проблема, которая присутствует у практически всех начинающих скрипачей это сутулость. Кроме риска развития сколиоза или например лордоза или кифоза или межреберной невралгии сутулый, скрюченный скрипач или альтист смотрится на сцене не очень красиво. Педагоги постоянно говорят ученику «выпрями спину». Но к сожалению при слабых мышцах спины и не развитом плечевом поясе это не имеет никакого действия. Даже если ученик и станет все время держать спину прямо и плечи развернутыми это будет достигаться за счет напряжения мышц, что приводит к быстрому утомлению и усталости мышц.
Многие музыканты для укрепления плечевого пояса используют например жимовые упражнения , упражнения с гантелями для укрепления мышц предплечья и кистей рук. Для укрепления мышц спины применяются различные виды наколонов (наклоны через коня, сидя, стоя, с прямыми ногами итд).
Мы рекомендуем применять упражнения общеразвивающего характера использующиеся тяжелоатлетами.
В результате проведенного анализ параллельных занятий музыкой и физическими упражнениями мы пришли к следующим выводам.
Стартовое положение тяжелоатлета при подходе к штанге максимально схоже с положением скрипача или альтиста перед началом игры: ноги на ширине плеч, устойчивая стойка, плечи расправлены, спина прямая, плечевые суставы не напряжены и опущены, мышцы рук (плечи, предплечья, кисти) расслаблены. Кроме этого у тяжелоатлетов в этот момент присутствует спокойствие, сосредоточенность, концентрация. Как утверждает И. М. Сеченов - известный физиолог и один из основоположников психологии в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863г) - «Всякая психическая деятельность заканчивается и находит выражение в физическом действии». В момент подхода к штанге и подготовке к выполнению упражнения тяжелоатлет в уме как бы проигрывает это упражнение, он как бы уже поднял штангу и после этого уже физически правильно выполняет упражнение. Это возможно только при полном спокойствии, уверенности, концентрации на действии.
Есть исторический случай, когда известный скрипач Леонид Коган на концерте, где он должен был исполнять концерт Глазунова при выходе на сцену в голове проиграл сразу 1 и 2 части и выйдя на сцену начал исполнять уже третью часть. Смысл в том, что для человеческого мозга нет разницы представили мы какое либо действие или выполнили его физически.
Любые физические неудобства при игре всегда отвлекают музыканта от главного - музыкальной выразительности. Поэтому следует убрать отвлекающие факторы мешающие полноценной отдаче себя музыке.
Для укрепления широчайших, трапециевидных, больших ромбовидных и дельтовидных мышц а также для укрепления пояснично-грудной фасции тяжелоатлеты используют упражнение «наклоны через «коня»» с отягощениями или без. 4-5 подходов по 8-10 раз позволяют укрепить спину без чрезмерного переутомления мышц. Польза данного упражнения в том, что мышцы начинают держать позвоночник, устраняется проблема быстрой усталости и болей в спине а также улучшается крово- и кислородоснабжение головного мозга, что также способствует большей выносливости при занятиях и лучшей концентрации.
Для укрепления мышц спины а также что очень важно знать музыканту для развития силы и выносливости мышц ног нужно использовать упражнение приседание с штангой или грифом от штанги на плечах. Начинать упражнения можно с грифом небольшого веса 7кг по 3-4 подхода с 3-4 повторениями в каждом подходе. Со временем с увеличение силы и выносливости можно использовать грифы 10кг, 15 кг и 20кг а также увеличить количество повторов упражнения до 4-5 и 4-5 повторениями в каждом подходе.
Следует знать, что при вышеуказанных упражнениях присутствует шейнотонический эффект, который положительно сказывается также на укреплениях мышц шеи и как следствие правильной осанке и держании головы музыканта.
Для развития плечевого пояса рекомендую использовать такое упражнение как швунг жимовой рывковым хватом из-за головы стоя. Начинать можно с небольшого веса - грифа 7 кг по 3-4 подхода по 3-4 повторения и с увеличением силы и выносливости мышц рук и плеч можно использовать грифы 10, 15 и 20 кг с увеличением количества подходов до 4-5 и количества повторений 4-5 в каждом подходе.
Данное упражнение не закрепощает мышцы рук, и оказывает на связки и сухожилия рук укрепляющее действие.
Очень полезное упражнение силовая (рывковая )протяжка или силовая протяжка + приседания. Данные упражнения используются тяжелоатлетами для разминки а для музыканта будут оказывать в первую очередь влияние на развитие мышц ног и спины. При стартовом положении тело находится в низком седе, гриф взят ладонями в «замок» (большой палец обхватывает гриф снизу но находится внутри под пальцами а не над ними), плечи свободно опущены, руки свободны, кисти не напряжены и гриф просто висит на свободных ненапряженных руках. Спина прямая, таз немного отведен назад, что способствует поддержанию спины прямой, не допускает ее расслаблению и плечи не сведены вперед а наоборот расправлены. взгляд смотрит прямо. Подъем начинается только ногами с сохранением положения тела и головы. При подходе грифа к паху включаются руки и поднимают гриф над головой на вытянутые руки. В верхнем положении проекция грифа проходит не через макушку головы а через плечи для чего плечевой пояс следует сохранять раскрытым и гриф в верхнем положении на вытянутых руках немного отводить назад за голову.
Из этого положения можно делать приседания. Спина остается прямой, взгляд устремлен вперед, руки вытянуты, плечи развернуты. В приседании работают только мышцы ног. Положение тела остается неизменным. Кроме тренировки мышц ног и спины также тренируется гибкость тела, координация, равновесие, сосредоточенность и концентрация на правильном выполнении упражнения. Не следует забывать про взгляд вперед, который способствует шейнотоническому эффекту и помогает сохранить правильное положение спины и равновесие.
Данное упражнение можно начинать выполнять не с грифом а с обычной легкой деревянной или пластиковой палочкой длиной 1-1,5 метра. Хват можно использовать сначала немного шире плеч а с развитием чувства равновесия, координации и гибкости плечевых суставов использовать хват шире. Со временем можно переходить на выполнение данных упражнений с грифом 7, 10, 15 а при достаточной тренированности 20 кг. Рекомендую делать по 3-4 подхода по 3-4 повторения и последующим увеличением до 4-5 подходов по 4-5 раз.
Все вышеперечисленные рекомендации будут приносить пользу даже при занятиях 2 раза в неделю.
___________________________________________________________________________
Физическая культура для музыкантов.
Стоимость одного занятия 400 руб. Занятия в группах по 5-7 человек.
Курс состоит из 10 занятий.
Консультация: Русак Андрей Евгеньевич, тел.:+7 (910) 973 0451
Специальные физические упражнения для музыкантов — это и правильная постановка и работа рук при игре на инструменте и профилактика «переигранной» руки и просто здоровье.
Основные цели обучения в школе исполнительского мастерства:
Формирование правильной постановки руки.
Развитие мышечного аппарата, как базы для дальнейшего развития музыканта.
Улучшение звучания.
Умение анализировать музыкальные произведения и игру исполнителя.
«Музыкант-класик» , Школа исполнительского мастерства.
https://musician.su/ru/школа
Санкт-Петербург, Левашовский пр-т, 11/7c4 (возможны занятия и по другим адресам, звоните).