Найти тему
Юлия Варенцова

Чехов всегда будет удивляться, как его семье всего за два поколения удалось так "подняться"

"Лавка Чеховых" в Таганроге
"Лавка Чеховых" в Таганроге

Дед Чехова был настоящим "селф-мейд меном". "Социальных лифтов" в царской России было немного. Но на одном из них род Чеховых взлетел на редкую высоту. Дед писателя – крепостной крестьянин Егор Михайлович - накопил денег и выкупил из рабства себя, жену и трех сыновей – в том числе отца писателя, Павла Егоровича. Тот, в свою очередь, пробился в купцы. А Антон Павлович и его братья уже принадлежали к столичной интеллигенции. Чехов всегда будет удивляться, как его семье всего за два поколения удалось так "подняться".

Город, в котором родился Чехов, Таганрог. "Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары" - это лавка Чехова-отца, Павла Егоровича. Кроме колониальных товаров здесь продавали всякую всячину – бакалею, галантерею - и алкоголь: "на вынос и распивочно". Магазин и бар – два в одном.

Александр Чехов, брат:

"Здесь можно было приобрести… чаю, банку помады, дрянной перочинный ножик, пузырек касторового масла, пряжку для жилетки, фитиль для лампы… Тут же можно было выпить рюмку водки и напиться сантуринским вином до полного опьянения…"

Гимназист Антоша каждый день после уроков стоит у прилавка, взвешивает товар, считает деньги. В музее, который теперь открыт в помещении лавки, хранится самый ранний автограф Чехова – ученик четвертого класса Антон Чехов расписался, за отсутствием отца, в получении повестки о выборах купеческого старосты.

Прибыльного бизнеса из этой торговой точки у Чехова-старшего не получается. Павел Егорович, набрав кредитов и спасаясь от долговой тюрьмы, бежит в Москву. С ним уезжает и вся семья. В Таганроге остается только 16-летний Антон: именно ему приходится улаживать дела с кредиторами и имуществом.

Чиновник таганрогского коммерческого суда Гавриил Селиванов, квартирант Чеховых, знал об их финансовом крахе и обещал помочь. Чтобы дом не выставили на торги, он внес за него пятьсот рублей. Потом, целый год он предлагал Чеховым выкупить дом за те же деньги. Те так и не смогли собрать нужной суммы – и дом перешел Селиванову.

Здесь, в Таганроге, – настоящие корни чеховского Вишневого сада. Такая обыкновенная история: друг семьи оказывается дельцом и разрушает все, что этой семье дорого, - этот сюжет много лет спустя будет взят писателем из реальной жизни разорившихся Чеховых.

Юный Чехов сам зарабатывает на пропитание: дает частные уроки, берет по три рубля. И все это в свободное от учебы время. Ведь Антон – всего лишь гимназист шестого класса.

-2

Таганрогская мужская классическая гимназия – сейчас в этом здании литературный музей Чехова. Здесь он впервые пробует писать – сценки, стихи - даже водевиль и пьесу. Один из учителей станет прототипом "Человека в футляре" – сухаря-преподавателя, живущего по принципу "как бы чего не вышло". Математику Антону преподает скромный Эдмунд Дзержинский, отец будущего "железного Феликса". Правда в памяти у Чехова он не оставит никакого следа. И здесь же Чехов получает свой первый литературный псевдоним – Антоша Чехонте. Так его в шутку называл учитель Закона Божьего.