Чаще всего выбор профессии рассматривается как выбор одного или нескольких вариантов из множества. В связи с этим многие школьники воспринимают планирование карьеры не как возможность, а как бремя. С одной стороны, молодым людям открыто множество дверей, а с другой стороны – это огромная ответственность (порой навязанная со стороны).
Но при этом, несмотря на большой выбор, мы продолжаем воспроизводить ограничения: гендерные, классовые и др.
💭«Сварщик - не женская профессия»
💭«Я не для того твое образование оплачивала, чтобы ты стал учителем».
В ответ на это появилась теория исключений и компромисса Готтфредсон, которая показывает, что в процессе развития у человека формируется «когнитивная карта занятостей» (система представлений о мире профессий) и множество я-концепций (представлений о себе). В процессе развития мы оцениваем возможные альтернативы и оставляем самые пригодные.
Так с 6 до 8 лет пол предопределяет понимание своего Я. В соответствии с этим дети исключают деятельность, не соответствующую их гендеру (мальчики играют в машинки, девочки в куклы; мальчики – в «войнушку», девочки – «в дочки-матери»). А в 9-13 лет на первый план выходит социальный престиж и дети часто отказываются от тех карьерных путей, которые низко оцениваются в их окружении («убирать дворы – стыдно»). Но после 14 лет на первый план выходят индивидуальные характеристики – личность, ценность, нужды семьи.
Если молодой человек взвешивает все достоинства возможного выбора с учетом среды и своего уникального Я, то это называется профессиональным выбором. А вот если он делает выбор из наименее привлекательных профессий, выбор превращается в компромисс: подросток отказывается от наиболее предпочтительных, но труднореализуемых вариантов в пользу более доступных.
💭"Поступлю в педагогический, там ниже проходной балл»
💭" Семье не хватит денег, чтобы оплачивать медицинский, поэтому стану экономистом».
Процесс выбора профессии становится болезненным и уже является не делом выбора, а вопросом преодоления препятствий до выбора. Стоит ли говорить, что такой выбор не принесет ему удовлетворения в будущем?
Я уже умалчиваю тот факт, что подросток научается бояться ставить «высокие» цели, потому что сомневается в возможности их достижения.
Как лучше? Позволяйте детям мечтать о самом лучшем будущем (стать врачом, космонавтом, киберспортсменом). Обсуждайте ограничения и ищите варианты расширить границы возможного.