Найти тему
Катехизис и Катарсис

Американские родители против здравого смысла. История PMRC.

В США 80-х одна озабоченная нравственностью маман с группой таких же пошла в крестовый поход на музыку. Пугает их, видите ли, в текстах песен упоминание секса, насилия и алкоголя. Для этого «четыре девицы под окном» создали организацию PMRC (Parents Music Resource Center). Цели и задачи просты, как три цента: оградить детей от неподходящих им песен. Для этого надо:
* достать вещателей, чтобы те перестали крутить неподходящие песни или цензурировали их (почти провал, хотя MTV прогнулся) - сделано;
* составить список запретных песен, т. н. Filthy 15, и убедиться, что исполнители из него получили по шапке (полный провал, поскольку список стал лишней рекламой для артистов из него) — сделано;
* представить ограничения как очень важное и нужное дело, чтобы не получить обвинений во введении цензуры (ну вы поняли);
* достать RIAA (американская ассоциация звукозаписывающих компаний), чтобы те ввели самоограничения (читай, цензуру) — первая попытка провалилась, о второй сегодня.


Музыкантам это дело не понравилось, ибо действия «родительского комитета» настраивали общество против них, а также вели к фактической цензуре. Чтобы хоть как-то сгладить противоречия, при Сенате США в 1985 году прошли общественные слушания: музыканты с одной стороны, общественники — с другой. Обе стороны вроде согласились, что зашли слишком далеко, и обороты надо бы поумерить.
Пока своё слово не сказали лейблы.

После слушаний 19 сентября 1985 года ничто не предвещало беды. Вплоть до 1 ноября того же года. В этот день на пресс-конференции стало известно о соглашении, подписанном RIAA с PMRC и NPTA (национальная ассоциация учителей). Общественники за кулисами-таки додавили звуковиков, так что те пошли на мировую.


Суть соглашения была в следующем: лейблы звукозаписи ДОБРОВОЛЬНО размещали стикеры на обложках альбомов, предупреждавшие о наличии нецензурного содержимого. Конечно, этим дело не ограничивалось: метку получали за мат в текстах песен, а также упоминание в них секса и насилия. Сами метки Explicit Lyrics — Parental Advisory в народе получили прозвище «стикеры Типпер».


Если же лейбл не хотел ставить наклейку на альбом, была альтернатива: печать текстов всех песен на обложке альбома. Забегая вперёд, скажу, что этим компании почти не пользовались, и на всё подряд лепили стикеры.
Причём право постановки меток передавалось самому лейблу. Никто со стороны, в том числе PMRC, не мог определять, надо ли маркировать конкретный альбом или сингл. Причём у президента RIAA Стэнли Гортикову прямо спрашивали «Что считать непристойным?»; на что нам ориентироваться в проставлении рейтингов? Он просто сказал: «Что непристойно — то непристойно».

Мягко говоря, такое решение среди музыкантов и профильных журналистов вызвало недоумение. Да чего уж там, народ взбунтовался: все стороны были не по разу облиты грязью за это решение.
Видя такое безобразие, музыканты не могли остаться в стороне. Системой были недовольны вообще все, от поп-артистов до лютого андеграунда. А как творческие люди выражают свой протест? Как могут, конечно. И это определённо нужно слушать, а не читать про протесты. Плейлист у вас есть. Я отмечу только отдельные примеры, остальное сами узнаете или послушаете.


Классика — обложка Master of Puppets от 1986. Пародируя стикер Типпер, они сами разместили на альбоме метку: «Единственный трек, который вам, возможно. не захочется включать — Damage Inc. из-за кучи слова «е...». А вообще, тут нет никаких «семи грязных слов»».
В 1993 на фестивале Lollapalooza зафиксировали протест против PMRC. Группа Rage Against The Machine простояла вот в таком виде, не сыграв и ноты. Не, ну потом-то они, конечно, сыграли для фанатов, но событие попало на плёнку.


В 2001 на одном из концертов лидер Dead Kennedys, Джелло Биафра, призвал поклонников: «Покупайте самиздат, не финансируйте магазины, продающие цензурные альбомы». У них с PMRC вообще очень долгая и давняя история взаимного обожания, о которой надо бы отдельно написать.

Отдельного внимания заслужила работы этой системы в первые месяцы. Вернее, её полное отсутствие: в отчёте PMRC были слова про 25 альбомов без стикеров или текстов песен на обложках, вышедших с января 1986 по май 1987. Когда наклейки всё же размещались, то к ним тоже были претензии: сложно найти, слишком мелкие, легко оторвать. А чего вы хотели, система же добровольно-принудительная.


В итоге вплоть до 1990-х на федеральном уровне вся система работала через одно место: лейблы ставили метки по желанию или не ставили вовсе. Обязательными они стали после нескольких событий, шедших почти друг за другом: законодательного запрета альбома во Флориде, приравнивания альбомов к порнографии и скандала с Wal-Mart.

Начать стоит с такой малоизвестной группы, как 2 Live Crew. Спор разгорелся в 1990 вокруг их альбома As Nasty as They Wanna Be и песни оттуда, Me So Horny. Дошло до того, что альбом законодательно был запрещён во Флориде, а детишек до 18 арестовывали, если те покупали альбом.


Отдельное веселье привнесли гастроли. Когда группа приехала во Флориду, их арестовали на первом же концерте. Хотя им удалось оправдаться и отменить запрет альбома на территории штата, осадочек остался.

События во Флориде заставили проснуться законодателей в других штатах. К примеру, закон об обязательной маркировке альбомов и наказании за её отсутствие собирались принять в 22 штатах. К счастью, этого не потребовалось: лейблы собрались, и в качестве последнего китайского предупреждения отладили полудохлую систему маркировки.
Дальше всех зашли в Мэриленде: там какой-то особо умный персонаж решил приравнять непристойную музыку к порнографии. Согласно проекту закона, запрещалась продажа детям до 18 лет записей, признанных непристойными. Короче, они просто добавили пару строк в уже существовавший закон о порнографии, запрещавший в том числе её рекламу.


На бумаге всё звучало хорошо, но первый же пример применения выглядел как сатира на себя же. Следите за руками: допустим, вы носите футболку Black Sabbath. Пусть законодатель приравнял Black Sabbath к непристойной музыке (соответственно, к рекламе порнографии). Тогда за первое ношение футболки вас обвиняли в рекламе порнографии и приговаривали к штрафу в 1000 долларов и/или году в тюрьме. Если после выхода из неё вы ещё не выкинули футболку с Black Sabbath и вас снова с ней поймали, то штраф вырастал до 5000 долларов и/или 3 лет в тюрьме. Замечательные условия, не правда ли?


В общем, когда закон прошёл первое слушание, в Мэриленде появляется уже знакомый нам Фрэнк Заппа. Изрядно офигев с перспектив штата, он на какой-то неформальной встрече встретился с сенаторами. Каждого, кто планировал голосовать за закон, музыкант просил описать причины: мол, ты же не от балды собрался запрещать?
На следующее утро, когда состоялась сессия Сената штата, Заппа выступил перед ним и зачитал вчерашние ответы сенаторов. Самое интересное, что большинство не знали, что ответить: «меня избиратели попросили» (это было от депутатов нижней палаты), «мне нравится, как это звучит» (фееричный сенатор, че).
Подумав и поржав, Сенат отклонил проект. Больше его не предлагали, и в этом — заслуга Заппы.

Между делом в США сменился президент. Республиканца Буша-старшего выгнал из Белого дома демократ Билл Клинтон, и вице-президента привёл. Альберта Гора, ага. Тогда же его жена, уже Вторая леди Типпер (стикер) Гор, свалила из PMRC, дабы заботиться о бездомных. Одно чудище победила, теперь пошла забарывать другое.
В принципе, после её ухода структура ещё существовала, но уже не привлекала такого общественного внимания. Так, сидели себе тихо, периодически заходя на слушания в Сенат и выступая за усовершенствование маркировки. Например, в 1996 отметились аж целым переделыванием наклейки: вместо Explicit Lyrics — Parental Advisory стало Parental Advisory: Explicit Lyrics. Жесть достижение, конечно. Ну и отныне их стандартизовали и не клеили сверху на запись, а печатали прямо на обложке.

Возвращаясь к 1996 году, надо сказать ещё про один скандал. Американская сеть супермаркетов Wal-Mart в декабре стукнула членом по столу и заявила, что не будет продавать альбомы со стикерами Типпер. Типа, мы отныне ориентируемся на семейные ценности, и продажа у нас таких записей будет противоречить политике компании.
Казалось бы, да и плевать: на них свет клином не сошёлся. Однако уже тогда через магазины Wal-Mart продавали около 9% от всех CD в Штатах. Терять такой кусок ни артистам, ни лейблам не хотелось.
В итоге с требованиями сети пришлось смириться. В основном им поставляли уже отредактированные (т. н. чистые) записи, хотя были и замены обложек. Так было у Nirvana, когда на альбоме In Utero пришлось заменить название песни Rape Me на Waif Me. Или у Джона Мелленкампа, когда пришлось ретушировать обложку альбома Mr. Happy-Go-Lucky.
Тут вообще надо сказать про «чистые» и «грязные» версии. Это изобретение далеко не новое, но получившее распространение именно после введения меток «родительского комитета».
Суть в чём: артист выпускает две версии альбома - «чистая» (с изменённой обложкой и подправленными текстами), которая едет в магазины вроде Wal-Mart и на радиостанции с прочими цифровыми сервисами. И «грязная», где артист отрывается, рисует хоть Бафомета и матерится в каждой песне. Она едет по предзаказам и в музыкальные магазины.

Что хочу сказать по итогам? Ну, Типпер Гор жива. Спустя 35 лет она никак не изменила своим взглядам и всё ещё считает, что регулирование и система стикеров не утратила злободневности. Ещё в 1987 она даже издала книгу, Raising PG Kids in an X-Rated Society, где рассказывала о крестовом походе со своей точки зрения.
PMRC, кстати, полуживой. Сегодня он отошёл от первоначальной цели: да, он ещё выступает за ограждение детей от недетского контента. Но теперь его внимание переключилось на консультации родителям и «создание более безопасной среды для детей». Если верить их сайту. И он не светится на публике.


Система Parental Advisory всё ещё жива: она стала обязательной не только в США, но и в Великобритании. И вроде бы всем всё ясно: система не работает, её надо или менять, или отменять. Не работает, ибо продажи альбомов со стикерами порой даже превышают продажи альбомов без них. Метки привлекают лишнее внимание к записи, а запретный плод притягивает похлеще любого магнита.
Что до детей, то их маркировка вообще никак не защищает от того же мата. Попроси старшего брата или кого-то из взрослых — и они с радостью купят альбом, были бы деньги. Или даже просить никого не надо: Эминем это высмеял в клипе на Without Me (видео).
Короче, ничего эта система не работает. Только отменять её в ближайшее время не станут, ибо «дети, дети, всё для детей». Грустно это всё.
Слушайте хорошую музыку.
Доброй ночи.

Автор - Алиса Фейнман