Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

“Берлинский” мост уже конструктивно был обречён на взрыв. Может поэтому мы не запомнили его настоящее имя?

Как и в истории со скульптурой борющихся зубров в Калининграде, мало кто из местных жителей поймёт о чём идёт речь, если мост, о котором поговорим сегодня, назвать в официальной трактовке. Как нет в нашем городе (по лексикону российских коренных жителей) бронзовых зубров (но есть «быки»), так и не было Пальмбургского моста, а был «Берлинский».

В таком виде мост простоял с 1945 по 2016 годы.
В таком виде мост простоял с 1945 по 2016 годы.

Народное название не являлось единственным заблуждением. Послевоенный внешний вид моста с поднятыми к небу пролётами стал частью городских легенд, одна из которых гласила о том, что «Берлинский» мост был разводным и в последний раз механизм был запущен в 1945 г., а советские инженеры так и не смогли его свести обратно.

Официально эстакадный мост назывался Пальмбургский (Palmburger Brücke) и был построен в 1938 году. Имел длину в 633 метра, 4 автомобильных полосы. Пролегал над двумя руслами р. Преголя.

Название получил от сельскохозяйственного имения Пальмбург («Пальмовый замок»). Здесь в оранжереях выращивались экзотические растения, в числе которых были и пальмы.

Необходимость в строительстве моста появилась после начала реализации глобальной общегерманской программы прокладки автобанов. «Стройка века» была отличной трудовой реабилитацией для морально подавленных солдат после WWI. В работах участвовало более 50 тыс. бывших фронтовиков.

Пальмбургский мост стал частью грандиозной автострады Берлин – Кёнигсберг. Существует неподтверждённая легенда, что открывать железобетонное сооружение приезжал лично Гитлер.

В те времена всё в этом регионе строилось с оглядкой на предстоящую войну, поэтому его главная инженерная особенность, которая и ввела в заблуждение уже советских жителей, имела стратегическую задачу. Мост не был цельным, на опорах, стоящих по берегам Преголи, были размещены удлиненные пролетные строения, консолями направленные в сторону русла. На них имелись специальные вставки, а в опорах – минные камеры.

Во время отступления в 1945 г. немцы осуществили подрыв и вставки упали в реку. Тем самым удалось добиться двух целей: сделать невозможным движение техники по мосту и уменьшить глубину фарватера реки, затруднив проход по ней на судах.

Деревянный мост, возведенный вместо взорванного, который виден справа.
Деревянный мост, возведенный вместо взорванного, который виден справа.

С целью переправы через реку советские солдаты возводили деревянные мосты, которые позже стали использоваться уже в мирном хозяйстве, а взорванные железобетонные блоки простояли до 2016 года, являясь одной из достопримечательностей города, пока не были снесены при строительстве нового моста.

Эти немецкие колоссы, открывавшие дорогу из Кёнигсберга на Берлин (отсюда и народное название моста) сейчас уже лишь часть истории, но их внешний вид навсегда остался в советском кинематографе. На фоне взорванного сооружения снимался фильм «Встреча на Эльбе», где река Преголя выступала в роли Эльбы. Также искалеченный Пальмбургский мост являлся фоном в фильмах «Щит и меч» и «Женя, Женечка и «катюша».

До 2015 года были идеи по сохранению моста в концепции музея под открытым небом. Этакая связь прошлого с настоящим. Но тогда еще не было того туристического бума, какой наблюдается в Калининграде сейчас, поэтому всерьёз проект не рассматривался и было дано задание «снести».

#пруссия #калининград #кёнигсберг #туризм #путешествия #история #архитектура #калининградская область #тевтонский орден #германия