- Вот, Ольга! Ты статьи пишешь. Типа, умная…Вот и скажи мне: почему у по-настоящему классного руководителя, всегда рядом есть «любимчик», который ничего (слово было немного другое) не делает, всех подставляет, интригует и сплетничает, а ему за это ничего не бывает? – спросила меня на очередной встрече подруга.
Дальше следовала история «на контрасте», когда руководитель подруги, защищала и всячески поощряла своего весьма конфликтного и не очень работоспособного протеже. Но потом, по прошествии некоторого времени, токсичный дядечка все же пошел на выход, с цветами, пламенными речами о его незаменимости, объятиями, слезами на глазах и огромной премией. А через некоторое время предупредила о своем увольнении другая сотрудница - работящая добрая девушка. Реакция у руководителя была несколько бурной: на девушку накричали, выставили вон и лишили премии. The end!
История, на самом деле, очень знакомая. Я порылась в памяти и вспомнила несколько таких случаев, когда у вышестоящего начальства были необъяснимые болезненные привязанности к ничего не стоящему и скандальному человеку. Да и я сама, будучи директором, таких держала и более того, терпела.
Поскольку тема была свежей, мы выдвинули несколько предположений почему так происходит. Потом, в вдогонку, я поделилась историей с еще несколькими друзьями, в результате у нас получились следующие причины.
Причина 1- Версия подруги. У каждого хорошего Руководителя есть своя «темная» сторона. Такие токсичные личности нужны как бы для равновесия.
Причина 2– моя, из практики. Такие личности лишены нравственных ориентиров, и, если знают некую информацию «для служебного пользования», то при малейшем посягательстве (да просто даже намеке на посягательство) на их права (самолюбие, самооценку), могут просто сдать эту информацию, например, конкурентам (налоговой, прокуратуре). То есть, Руководители их просто боятся!
Причина 3– выработанная нами совместно в ходе мозгового штурма. Всем не хочется связываться с такими токсичными людьми. Например, при дележе премии, такому человеку премия будет выдана не за работу, а просто для того, чтобы он не устроил скандал и не деморализовал весь офис в течение неопределенного промежутка времени, заставив слушать его стенания о несправедливости, а также угрозы найти управу на всех. То есть, приветливое отношение и «плюшки» токсичному человеку – это своего рода плата за спокойствие всего коллектива.
Причина 4– также найденная совместно. Руководители – тоже люди. И конечно, им (например, если нет настроения, или нужно найти крайнего) легче наехать на человека, воспитание которого не позволит ни мстить - ни грубить, чем на человека скандального, который может и ответить громко, и подставить, и опять же побежать жаловаться «наверх». То есть, это своего рода, разумная экономия энергии с громоотводом в виде порядочных сотрудников.
Причина 5- версия одного из моих знакомых. Просто таких токсичных товарищей Руководителям дают те, кому они не могут отказать. И вот теперь все маются, имеют лишнюю оплачиваемую штатную единицу, а поделать ничего не могут. Наши скандалисты предпочитают вообще не работать, а денежки им платятся.
Причина 6– вторая версия того же знакомого. Руководителю выгодно держать рядом с собой идиота, чтобы всегда можно было сказать: «Ну сами видите, с кем я работаю… Поэтому задача не была исполнена в срок!»
Причина 7– мною никому в ходе дискуссий не озвученная, почему так поступала в свое время я, когда сама была директором. Да просто потому, что у меня было твердое убеждение в том, что «Свято место пусто не бывает». Ну да: Вселенная не терпит пустоты. И если бы я уволила одного токсичного сотрудника, то в коллективе тут же методом простого отбора образовался такой же новый. Бабу Ягу, так сказать, воспитаем в своем коллективе. Плюс вспоминаем теорию, озвученную мной в статье «Как становятся Руководителями или о крысках, рыбках и прочих животных».
Предлагаю в комментариях озвучить свои версии данной проблемы. Будет интересно.
Но не это самое интересное. Самое интересное, что ни у кого из обычных людей не бывает достаточно силы, смелости, энергии, решимости, чтобы дать отпор такому интригану, тунеядцу и проходимцу. Большинство людей, что называется, «не связываются», стараются или вообще «не видеть» ситуации, или избегать конфликта.
Как итог, мы поддерживаем в токсичных людях уверенность в их безнаказанности, незаменимости и просто офигительном профессионализме. А «рабочих лошадок» обижаем, незаслуженно лишаем и доброго слова, и «плюшек».
Вопрос: доколе?
Пару раз я все же переиграла интриганок.
Полезный совет 1: Первый раз, мне было прислано официальное письмо с жалобой от бухгалтера, что ее не любят, не чтут и не уважают. Письмо содержало требование о выплате премии (девушка была ее лишена), а также угрозу написать в прокуратуру и трудовую инспекцию. Пришлось не полениться. Собрать кипу официальных документов, как-то положение об оплате труда и премировании, отчет о внутреннем аудите, доказывающий многочисленные косяки сотрудницы, различные приказы. А также написать ответное письмо, в котором я припомнила все добрые дела администрации предприятия по отношению к этому бухгалтеру: отгула, подарки, материальные помощи, обучения и так далее. В письме так же была подсчитана сумма ущерба, которая была нанесена непрофессионализмом девушки и задан вопрос: а кто это все теперь будет компенсировать? На том и расстались.
Полезный совет 2: Второй раз, уже другой ни самый выдающийся и прямо скажем нерадивый бухгалтер (ну так уж получилось, что на нашем предприятии все сотрудники – 300 человек - бухгалтера), на повышенных тонах так же начал грозить всеми небесными карами за то, что у нас намечалось сокращение штата, под которое она попадала (при этом все было официально, за два месяца, как положена с уведомлениями и прочими менуэтами, согласно ТК РФ).
Но, видимо в тот день у меня было хорошее настроение и много магния в организме. Я сказала, что прекрасно ее понимаю, что могу ее даже не увольнять, но с этой самой минуты, мы действуем строго в рамках ТК РФ: ни минуты опоздания, ни минутой раньше с работы, никаких отгулов и «денек поболеть - сходить с ребенком на утренник – отпроситься к зубному». Плюс каждый день – отчет о проделанной работе, строгий контроль и никаких косяков с ее стороны, иначе лишение премии, выговор, еще один выговор и увольнение, но уже по статье. Зная «таланты» бухгалтера, я понимала, что с этим всем мы как раз справимся за два месяца.
На этом мы благополучно и к всеобщему удовольствию сразу же расстались.
Вредный совет: Если вы меняете работу и в новом коллективе вас никто не знает, оглянитесь по сторонам! Может быть вакантное место Бабы Яги свободно? Почему бы вам его не занять?
P.S. Были и другие истории. Когда сотрудница все же пошла в суд и, несмотря на кучу арифметических ошибок и опечаток в исковом заявлении (что уже показывало непрофессионализм человека как бухгалтера), суд встал на ее сторону и присудил выплатит премию, как я поняла, за многочисленные косяки и затраты на восстановление бухгалтерского учета после работы истицы. Только руками развести: а судьи кто? Наверное, тоже не хотят со скандальными людьми связываться.
С надеждой и верой в ваше светлое будущее,
ваша Ольга.