Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

В России дизайнеры взялись за тепловозы. Два уже построили: вот, что получилось

Оглавление

В России появились два тепловоза, над которыми плотно поработали дизайнеры. Один – совсем новый, второй – уже хорошо зарекомендовавший себя, но в новом дизайне. Локомотивы, чего уж скрывать, получились запоминающимися. Давайте посмотрим на них.

Тепловоз ТЭМ23. Фото: ТМХ
Тепловоз ТЭМ23. Фото: ТМХ

Что такое «Бренд ДНК»

Крупнейший в России производитель локомотивов – «Трансмашхолдинг» – несколько лет назад решил кардинально изменить внешний вид тепловозов, электровозов и поездов и придумал для них единую стилистику (бренд-ДНК).

В компании решили, что такое позиционирование сильно поможет на внешних рынках. Мол, если за рубежом купили нашу электричку, а она хорошая, то потом, увидев тепловоз той же раскраски, у покупателей сработают ассоциации с надежностью, и они купят еще и его.

«Мы в ТМХ поняли, что при входе на новые рынки нам нужно создавать ассоциативные ряды. Мы поставляем разную продукцию: локомотивы, пассажирские вагоны – для поездов дальнего следования, электричек, метро и проч. Допустим, зарубежные партнеры уже знакомы с нашими вагонами метро, но как объяснить, что локомотивы – это тоже отличное изделие, хотя и другое? Единственный способ – объединить всю продукцию элементами внешнего и внутреннего облика, чтобы с первого взгляда было понятно: "это сделано ТМХ". Это и есть "Бренд ДНК". Он, кстати, ориентирован не только на пользователей из других стран, но и на российских тоже», – говорил гендиректор ТМХ Кирилл Липа в интервью «Ведомостям».

Сперва в 2020 году появились картинки новой техники. Тогда же стало известно, что эта концепция получила престижную мировую премию в области дизайна Red Dot Design.

-2

И хотя та новая техника, которую в 2020 году показывал ТМХ, еще не была выполнена в новом дизайне, чувствовалось, что переход начался.

Например, в вагонах поезда метро «Москва 2020» вдруг появился черный цвет, который раньше в оформлении подвижного состава для подземок не встречался.

Фото: wikimedia / Фуад Шахвердиев
Фото: wikimedia / Фуад Шахвердиев

А осенью 2020 года в Москве был представлен концепт нового плацкартного вагона. Он получился странным внутри (со шкафом у окна), но снаружи, очевидно, та же идея, хоть и без черного...

Фото: ФПК
Фото: ФПК

Запоминающиеся и безликие

Но одно дело – сделать красивые вагоны и совсем другое – красивые локомотивы. Да и что такое красивый локомотив?

Вот, например, был ли красивым электровоз ВЛ22м? Насчет красивости – не знаю, но запоминающимся был точно.

-5

Как и тепловоз ТЭ3.

-6

Или чехословацкий электровоз ЧС4...

-7

Тепловозы и электровозы 30-40-летней давности определенно обладают запоминающейся внешностью.

А вот современные... Иной раз тепловоз от электровоза-то отличить трудно.

-8
-9

С грузовыми – вообще беда. Вот «Ермак» (3ЭС5К).

Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

Но если вы не специалист и увидели его издалека, разве вы отличите «Ермака» от какого-нибудь 3ТЭ25К?

Фото: ТМХ
Фото: ТМХ

Поэтому, если честно, я порадовался, когда над тепловозами вдруг стали работать дизайнеры. Нравится новый внешний вид или нет – это дело вкуса. Но что бесспорно: если вы увидите такую штуку, вы ее ни с чем не перепутаете.

3ТЭ25К2М в старом кузове можно увидеть на фото сверху, он справа. А вот новый дизайн этого же тепловоза, презентованный в августе 2021 года на выставке «Про Движение» в Щербинке.

-12

А вот они рядом. Старый и новый.

-13

Сбоку – одинаковые, но новую «маску» вы точно не забудете.

-14

Пока до конца не ясна идея ТМХ: будут ли они теперь переделывать внешность всем тепловозам или только новые локомотивы получат новый дизайн. Вот, например, на той же выставке показали новый маневровый тепловоз ТЭМ23. Говорят, что его вообще сперва нарисовали, а потом производитель думал, как в этот дизайн вписать все агрегаты.

ТЭМ-23. Фото: ТМХ
ТЭМ-23. Фото: ТМХ

Очевидно, что такой тепловоз все запомнят и будут радоваться, когда увидят его на железной дороге.

-16

Директор ТМХ говорил, что новый дизайн – не только ради экспорта, но и для российских железных дорог. Интересно, будут ли РЖД перекрашивать тепловозы в свою ливрею. Ведь если будут, то вся идея пойдет насмарку.

-17

Кстати, представленная в Щербинке новая «Иволга» поколения 3.0 тоже окрашена в новые цвета. В соответствии все с той же концепцией.

ТЭМ-23 и «Иволга 3.0»
ТЭМ-23 и «Иволга 3.0»

«Иволга 3.0» достойна отдельного рассказа. Там изменится не только дизайн, но и технические характеристики. Например, она сможет разгоняться до 160 км/ч и соревноваться с «Ласточкой».

-19

Напишите в комментариях, как вам новый дизайн российских поездов?

Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.