Сегодня будет не совсем обычная статья, но её создание доставит мне огромное удовольствие, так что потерпите. Спасибо! Надеюсь, что материал будет полезен как авторам, так и читателям, а также всем, кто любит русский язык и литературу, психологию и логику.
Анализировать мы будем простую, но знакомую многим вещь – комментарий человека, вызвавший отрицательные эмоции у автора. В качестве примера я выбрала отзыв, оставленный Кариной Мироновой, под моей статьёй о девочке, верившей, что она развалила СССР. Текст статьи и сам комментарий по ссылке:
Рассказ о девочке, которая верила, что развалила СССР (сказка-быль)
Данный комментарий выбран как наиболее показательный. Сочетающий в себе все главные ошибки, которые допускают читатели при написании комментариев. Предполагаю, что на его примере мне лучше всего удастся объяснить, как нельзя писать комментарии и почему автор не всегда может/хочет отвечать на то, что читает под своей статьёй. Особенно, когда эта статья ему дорога. Как в случае с моей «девочкой», историю которой я вынашивала долго и упорно и захотела рассказать только сейчас.
Предыстория у статьи, кстати, тоже была. И она, на мой взгляд, гораздо интереснее, чем сама статья.
Несколько лет назад знакомая матушка случайно рассказала мне о мужчине, который уже много десятков лет прислуживает в одном из московских храмов. Когда-то давно, в то самое время, когда по всей России уничтожали православные храмы, на работе ему сказали, что его внесли в команду взрывников…
Мужчина был верующим. И попал в крайне опасное положение. Как православный, он не мог пойти против Бога. Как человек, земной и подверженный страху, боялся, что отказ взрывать храм закончится для него плохо. Возможно, он боялся не столько за себя, сколько за свою семью, которая могла остаться без кормильца. Точно не скажу. Знаю одно: мужчина невероятно мучился, искал выход и не находил его. Вечером, накануне взрыва храма, он взмолился Богу, прося Его сделать всё, что угодно, лишь бы ему не пришлось взрывать храм. Утром, когда мужчина открыл глаза, на календаре было 22 июня 1941 года…
Он всю жизнь верил в то, что Великая Отечественная началась из-за него. Верил и следил за судьбой храма, который ему не пришлось взрывать.
История сразу же запала мне в душу, так как я уже слышала нечто подобное, только в другой интерпретации. Я бы с удовольствием написала рассказ и об этом мужчине, но, побоялась, что не смогу в полной мере раскрыть мужскую психологию. Женскую – пожалуйста. Тем более, что тема мне была явно близка. Мужскую – нет. Опубликованная статья, кстати, была художественным рассказом. Я нигде не упоминала, что эта моя история. Назвалась только её автором. Это важно.
Посмотрим на комментарий. Цитирование комментария осуществляется в образовательных целях.
1. «Зачем нести бред?».
Реальный жизненный опыт ни при каких условиях не может быть бредом.
2. «Мы с бабушкой ходили в церковь в выходные…».
Героине моего рассказа некуда и не с кем было ходить. От того, что кто-то с кем-то имел возможность посещать храм, её личная история другой уже не будет.
В Горьком, откуда и я родом, в советское время храмов либо не было, либо было так мало, что у людей не было никакой возможности посещать их просто так. Моё личное детское воспоминание: дорога на Старое Автозаводское кладбище – полностью забитая людьми на Пасху. Огромные толпы людей, идущие на Пасху на кладбище. И не только на Пасху. А и во все последующие выходные, вплоть до Троицы. Но на Пасху – аншлаг. Такой, что не продохнуть. Нижегородцы, участвовавшие в этом шествии, соврать не дадут.
В детстве я понимала, что люди идут на кладбище, так как им некуда было больше пойти. Храмов не было, либо было так мало, что вместить всех желающих они не могли. Помню, уже в 90-ые открылся какой-то храм на окраине Нижнего. Так туда невозможно было ни на чём доехать. Из общественного транспорта – один автобус, ходящий раз в несколько часов. Желающих – тьма. Бабушкина подруга иногда прорывалась. Привозила нам просфоры. Бабушка хранила одну на протяжении долгих месяцев, давая мне по крошечке.
3. «…все дети нашей семьи крещёные, и никто нам этого не запрещал».
Героиня моего рассказа из города, где даже меня крестили тайно. Возможно, можно было сделать это и явно, но за последствия никто не ручался. Сейчас ведь тоже никто ничего не запрещает. Ты просто не делаешь то, что тебе противно, и тебя не допускают до работы. Питаешься воздухом свободы. Всё честно. Но не для тех, у кого семья.
4. «И в то же самое время, я носила с удовольствием пионерский галстук».
А моя героиня нет. Её прошлое уже в прошлом. Она – не идентична комментатору. Как было – так было.
5. «Я смотрю, во всех вопросах вам так и хочется, чтобы латыши приняли Вас за свою…».
Если бы я хотела, чтобы латыши приняли меня за свою, то выучила бы латышский на C2, взяла латвийское гражданство и сидела на сайтах, где общаются на латышском. Я же имею гражданство российское, пишу на русском и рассказываю историю русской женщины из России, которая не имеет никакого отношения к Латвии. Собственно, вся рассказанная история имеет к Латвии только одно отношение – ей придал художественную форму человек, в настоящее время находящийся на территории Латвии.
6. «…не дай Бог властям не понравится блогерша».
Православные не упоминают имя Бога просто так. Всуе – только захожане или неверующие. Православные принимают любую власть как власть от Бога. Мы не ругаемся с властью, а мирно с ней сосуществуем. Православные знают, что ложь – грех. Так что стараются говорить правду. За это нас и ценят. В любой стране мира. Страх – тоже грех. Обычно православные не боятся. Ничего. Никого. Кроме Бога. Нужды задумываться над тем, что пишешь, у православных – нет. Мы просто пишем то, что считаем нужным, и всё. Нам всем уходить с Земли. Осознание этого факта у кого-то больше, у кого-то меньше, но всё-таки разрывает связь с материальными привязанностями. Мы не ценим деньги, нам всё равно, где мы живём. Единственная важная потеря – потеря Бога. Латвия? Без этой страны со мной ничего не случится. Без Бога – случится всё, что угодно. Так что иногда я пишу православные рассказы. Считаю это нужным и важным.
7. «Так и хочется быть святее Папы Римского».
Есть такой замечательный писатель – Иван Шмелёв. У него о православных целый роман. «Лето Господне» называется. Но я ни разу не слышала, чтобы российские филологи предъявляли ему претензии в том, что он хочет быть «святее Папы Римского». Просто писатель. Просто написал.
8. «В постсоветской Латвии много всякого…, вот о нем и говорите».
Взрослый человек не может указывать другому взрослому человеку, что ему делать. Я пишу о том, что считаю нужным. И как любой порядочный человек я не указываю чужим людям, чем им заниматься. Когда я прихожу в гости, я не говорю хозяйке дома, что у неё «много всякого… ». Это невежливо. Когда я живу в чужой стране, я не говорю её жителям, что у них «много всякого…». Это неприемлемо. Когда я прихожу на чей-нибудь канал, я не пишу, что у его автора «много всякого…». Это неправильно. Когда я открываю стихи А.С. Пушкина, я не тычу пальцем в его портрет со словами: «Прозой надо писать, прозой!». Это нелогично. Это ничего не даст. Ведь его стихи уже написаны, а моя история – рассказана. И она не о Латвии.
9. «А быть большей латышской, чем латыши, у Вас не получается».
Ну, может потому и не получается, что я НИКОГДА об этом даже не думала? Особенно когда я писала рассказ о российской женщине.
10. «И они не оценят, Вы всё равно для них 2 сорта».
Да хоть 3-го! Мне как-то всё равно. Главное, чтобы в печь не ставили. Шутка.
Я не воспринимаю людей, которые делят людей на 1 и 2 сорт, от слова «совсем». Вне зависимости от ситуации.
Так что мы даже не квиты. Я всегда в плюсе! Ведь пока обо мне говорят плохо, я просто замолкаю, отворачиваюсь и ухожу. Нет человека – нет проблемы.
На Дзене для этого существует кнопка «заблокировать». И мне действительно проще заблокировать читателя, чем подробно объяснять ему, в чём он не прав.
Данная статья получилась в три раза длиннее моих обычных материалов. Каждый день я получаю от нескольких десятков до пары сотен отзывов. Ни один из заблокированных пользователей не принёс мне извинений за недопустимые высказывания в мой адрес.
Всегда рада новым друзьям! Подписывайтесь! И, конечно же, не забывайте ставить лайки!