Найти в Дзене

2 сентября. День Победы, остающийся в тени

2 сентября 1945 годы подписанием капитуляции Японии закончилась вторая мировая война.

Руководитель СССР И. Сталин обратился к народу по радио.

"Товарищи!
Соотечественники и соотечественницы!
Сегодня, 2 сентября, государственные и военные представители Японии подписали акт о безоговорочной капитуляции. Разбитая наголову на морях и на суше и окружённая со всех сторон вооружёнными силами Объединённых Наций, Япония признала себя побеждённой и сложила оружие.
Два очага мирового фашизма и мировой агрессии образовались накануне нынешней мировой войны: Германия — на западе и Япония — на востоке. Это они развязали вторую мировую войну. Это они поставили человечество и его цивилизацию на край гибели. Очаг мировой агрессии на западе был ликвидирован четыре месяца назад, в результате чего Германия оказалась вынужденной капитулировать. Через четыре месяца после этого был ликвидирован очаг мировой агрессии на востоке, в результате чего Япония, главная союзница Германии, также оказалась вынужденной подписать акт капитуляции.
Это означает, что наступил конец второй мировой войны…."

2 сентября находилось, да и сейчас находится в тени 9 мая. Советско-японская война не на слуху. Есть книги, их немного, в основном не художественные – биографии, мемуары, публицистика. Сериалов и фильмов не видел.

Хочется быстро пробежаться по канве событий.

Итак, на начало 1941 года в Европе с Гитлером воевала только Британия. Франция–метрополия была частью оккупирована, частью находилась под властью коллаборационного правительства, во французских колониях организовывалось сопротивление, возглавляемое генералом де Голлем. Англию поддерживали Соединенные Штаты (поставки по ленд-лизу), Германию снабжал Советский Союз (миллион тонн нефти это сколько авиационного топлива?).

В апреле 1941 года между СССР и Японией заключен пакт о нейтралитете. Интересно, что пакт Молотова- Риббентропа широко обсуждается, анализируется современными учеными и политиками, а пакт Молотова – Мацуоки как-то вообще не упоминается. Наверное, потому, что в первом случае нарушителем договора была Германия, а во втором – Советский Союз (хотя кое-какие формальности там были соблюдены)

В июне 41-го Германия нападает на СССР – это наша Великая Отечественная Война. Тут прям все по русской традиции: два года второй мировой – их вроде и не было, сразу отечественная. Таким путем можно и Румынии в своей истории опустить – за ненужностью, за давностью – всю предысторию, и учить детишек в школе, как Румыния воевала с фашистской Германией с 1944 по 45 год, а румынских войск под Сталинградом, оккупации Одессы – вроде и не было. Италии можно забыть о Муссолини и стоять на официальной позиции: объявили Гитлеру войну в октябре сорок третьего года, а все, что было ДО – не считается. Как бы к такой трактовке отнеслись в РФ?

В декабре 41-го японцы совершают налет на Перл-Харбор, в результате чего Соединенные штаты вступают во вторую мировую войну. Япония при этом снабжается советской нефтью в рамках дальневосточных конвенций. Но тут не надо думать, что руководство СССР строило подлянки проклятым пендосам – концессии были заключены гораздо раньше. Да даже и если не раньше! Мировая война – дело такое, тут каждый за себя.

Война в Европе закончилась, 9 августа 1945 Советский Союз объявил войну Японии и напал на государство Маньчжоу-Го (формально независимое, но по факту – японский протекторат). Один либеральный историк недавно писал, что Сталин напал на Японию после ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, когда поражение японцев было предрешено, а он, дескать, хотел успеть к дележке пирога. Это чепуха! Вступление СССР в войну против Японии обсуждалось еще на тегеранской конференции лидеров антигитлеровской коалиции, также было подтверждено на конференции в Ялте.

Кстати, Япония тоже не придавала существенного значения Пакту о нейтралитете. В японском военно-политическом руководстве вопрос о вторжении в Советский Союз рассматривался серьезно и детально, генеральным штабом Японии разработан план «Кантакуэн», он же – «Сибирский поход японской армии» (как сибиряк скажу – вот, уроды!) Ярым сторонником войны с Советским Союзом был тогдашний премьер – похожий на престарелого Моргенштерна, некий Фумимаро Комое. Но возобладала точка зрения, что ведение войны с СССР нецелесообразно В ДАННЫЙ МОМЕНТ, ее придерживался военный министр Сунияма (по фотографии – староКВН-овский мэр города Камызяк)

Ход войны, разгром Квантунской группировки, блицкриг маршала Василевского описывать не стоит, есть специальная литература, копировать оттуда не хочется почему-то, неправильно это, считаю. А собственные мысли, выстраданные, прокрученные, состоят в следующем.

После Великой Отечественной войны, когда Красная армия стояла в восточной Европе, в ряде стран были установлены просоветские режимы.

Советское влияние в восточной Европе, англо-американское покровительство в западной обсуждалось тоже на Тегеранской и Ялтинской конференциях. Писали, что послевоенные границы лидеры коалиции чертили на салфетке. И надо заметить, что устоявшийся принцип «дележ территорий слабых в военном отношении стран между Сталиным и Гитлером – это отвратительно, а дележ между Черчиллем и Сталиным – приемлемо», этот принцип справедлив лишь потому, что последние сумели разгромить фашистскую Германию.

Так вот. У советского руководства был план о создании буферного пояса социалистических и нейтральных стран между СССР и Западом. Если бы среди большевиков сохранились политики умеющие считать на несколько ходов вперед, то – понятно же! – напрашивалось аналогичное действие на дальнем Востоке, в частности сохранение Маньчжоу-Го, освобожденного от японских войск.

Независимые Маньчжурия, Мэйдзян (Внутренняя Монголия) и Синьцзян могли бы стать буфером между СССР и Китаем. А в Китае по состоянию на лето 1945 –го победа коммунистов Мао была не очевидна. Позиции Чан Кайши были не слабее. Да и победа Мао не гарантировала дружеские отношения Китая и СССР в длительной перспективе.

Лично я бы предпочел, чтобы сегодня за Кош-Агачем была дружественная Уйгурия, а не как сейчас – Синьцзян-Уйгурский автономный район Китайской народной республики. Чисто для красоты. И для справедливости. И на всякий случай.

Но то ли в Политбюро просчитать не смогли, то ли – что вероятнее – сибирские приграничные дела Москве неинтересны. Сейчас же неинтересны. А тогда, что, были? А можно было в середине двадцатого века легко решить проблемы двадцать первого. Китай и сам рухнет – я так думаю. Но не так, чтобы скоро. И будет это небезопасно для окружающих.

Таким образом, победоносная война Советской армии против Японии не привела к достойно выгодным для страны результатам. Может поэтому Победа над Японией (а следовательно во Второй мировой войне) у нас не является праздником, находясь в тени все того же девятого мая.