Найти в Дзене

Урок биологии в 8 классе — Регуляция процессов жизнедеятельности. Я бы убрала этот урок в соответствующую тему, но раз надо сего

В моем планировании большая тема «Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности» раньше шла второй, сразу после введения. Когда мне удавалось планировать материал именно в таком порядке, я вместо описываемого урока предлагала детям «Анатомическую мозаику», речь о которой пойдет в следующий раз.

Но теперь администрация непреклонна: только по учебнику! Не понимаю, зачем в таком случае нужны рабочие программы, ну да ладно. Поэтому теперь важнейшая, базовая «Регуляция» отправилась в хвост планирования.

Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Разработка предыдущего урока «Жизнедеятельность клетки» здесь.

Как и было обещано, этот урок снова начинается с тестирования. Но необычного: он нацелено не столько на проверку знаний, сколько на их повторение. Иными словами, тест дети пишут в группах и с источниками.

Сначала даже не верят. Как с источниками? Учебник можно?

Можно все, кроме интернета.

Почему так либерально? Потому что в тесте сплошь вопросы с открытыми ответами. Это самое трудное. Опыт показывает, что даже с учебником большинство делает на троечку. Но моя цель была — вынудить детей открыть учебник и проштудировать первую главу в поисках ответов. Правда же, глупо получить двойку, когда можно было пользоваться учебником? Вот и пользуются.

Далее работа с учебником. Читаем первые два абзаца на стр. 26 (учебник Пасечника с аммонитом на обложке) и выясняем два момента:

На что направлена вся жизнедеятельность организма?

Как вы понимаете термин гомеостаз?

Термин этот в 8-м классе не нужен (например, по программе Пономаревой гомеостаз вводится только в 11-м), он не получает никакого развития в дальнейшем, поэтому не фиксируем его, а переходим к следующему вопросу:

Какие две системы организма отвечают за поддержание гомеостаза?

Нервную и гуморальную системы мы изучали еще в 6-м классе, поэтому предаемся «воспоминаниям». Я загружаю в презентацию опорный конспект за шестой класс — пока этого вполне достаточно для погружения в тему. Задача учеников — вспомнить и озвучить все, что они когда-то изучали по этой теме.

Изображение киноленты на опорном конспекте - это гиперссылка на видеофрагмент. Просто я сделала скрин с презентации
Изображение киноленты на опорном конспекте - это гиперссылка на видеофрагмент. Просто я сделала скрин с презентации

Особое внимание уделяем рефлекторной дуге. Тут даже определение записать нелишне. Вспоминаем, что это такое, при помощи небольшого интерактива (на фото ниже).

Синие текстики перемещаются по экрану
Синие текстики перемещаются по экрану

В качестве закрепления хорошо идет работа в группах. Каждая группа составляет свою рефлекторную дугу и озвучивает ее. Рано или поздно дети приходят к выводу, что все рефлекторные дуги одинаковы, различие только в характере рецептора и рабочего органа.

-4

Кстати, полезно акцентировать внимание детей на том, что рабочим органом не всегда является мышца. Железа тоже может выполнить эту работу (пример с лимоном).

На дом задаю читать параграф 6.

Следующий материал будет посвящен «Анатомической мозаике», - практической работе, которая может пригодиться и на уроке-замене, и на занятии кружка, и при подготовке к ОГЭ. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!