В моем планировании большая тема «Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности» раньше шла второй, сразу после введения. Когда мне удавалось планировать материал именно в таком порядке, я вместо описываемого урока предлагала детям «Анатомическую мозаику», речь о которой пойдет в следующий раз.
Но теперь администрация непреклонна: только по учебнику! Не понимаю, зачем в таком случае нужны рабочие программы, ну да ладно. Поэтому теперь важнейшая, базовая «Регуляция» отправилась в хвост планирования.
Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Разработка предыдущего урока «Жизнедеятельность клетки» здесь.
Как и было обещано, этот урок снова начинается с тестирования. Но необычного: он нацелено не столько на проверку знаний, сколько на их повторение. Иными словами, тест дети пишут в группах и с источниками.
Сначала даже не верят. Как с источниками? Учебник можно?
Можно все, кроме интернета.
Почему так либерально? Потому что в тесте сплошь вопросы с открытыми ответами. Это самое трудное. Опыт показывает, что даже с учебником большинство делает на троечку. Но моя цель была — вынудить детей открыть учебник и проштудировать первую главу в поисках ответов. Правда же, глупо получить двойку, когда можно было пользоваться учебником? Вот и пользуются.
Далее работа с учебником. Читаем первые два абзаца на стр. 26 (учебник Пасечника с аммонитом на обложке) и выясняем два момента:
На что направлена вся жизнедеятельность организма?
Как вы понимаете термин гомеостаз?
Термин этот в 8-м классе не нужен (например, по программе Пономаревой гомеостаз вводится только в 11-м), он не получает никакого развития в дальнейшем, поэтому не фиксируем его, а переходим к следующему вопросу:
Какие две системы организма отвечают за поддержание гомеостаза?
Нервную и гуморальную системы мы изучали еще в 6-м классе, поэтому предаемся «воспоминаниям». Я загружаю в презентацию опорный конспект за шестой класс — пока этого вполне достаточно для погружения в тему. Задача учеников — вспомнить и озвучить все, что они когда-то изучали по этой теме.
Особое внимание уделяем рефлекторной дуге. Тут даже определение записать нелишне. Вспоминаем, что это такое, при помощи небольшого интерактива (на фото ниже).
В качестве закрепления хорошо идет работа в группах. Каждая группа составляет свою рефлекторную дугу и озвучивает ее. Рано или поздно дети приходят к выводу, что все рефлекторные дуги одинаковы, различие только в характере рецептора и рабочего органа.
Кстати, полезно акцентировать внимание детей на том, что рабочим органом не всегда является мышца. Железа тоже может выполнить эту работу (пример с лимоном).
На дом задаю читать параграф 6.
Следующий материал будет посвящен «Анатомической мозаике», - практической работе, которая может пригодиться и на уроке-замене, и на занятии кружка, и при подготовке к ОГЭ. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!