Имя Владислава Тетюхина известно далеко за пределами Свердловской области. Бывший владелец титанового гиганта «ВСМПО-Ависма», который продал компанию и вложил полученные деньги в строительство госпиталя мирового уровня, стал легендой при жизни. Но после его смерти наследие бизнесмена может пойти по миру – причем стараниями властей региона.
Владислав Тетюхин был связан с металлургией и титаном с самого начала своей карьеры. В 90-е годы он поднял Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод (позже- «ВСМПО-Ависма») – буквально объехал мир, предлагая компаниям продукцию из титана и нашел потребителей в лице Boeing и Airbus. В 2006-м Тетюхин вместе с другим акционерам продали контрольный пакет госкорпорации Ростех.
Бизнесмен получил около 150 миллионов долларов, тогда это было примерно 4 миллиарда рублей, и решил пустить деньги на действительно благое дело – строительство госпиталя, который специализировался бы на ортопедии, эндопротезировании и лечении болезней позвоночника. Строительство санкционировали высшие чиновники страны, включая президента, и в 2014 году госпиталь достроили.
Проблема в том, что Тетюхину не хватало денег на достройку – даже после того, как он продал последние 4% акций компании. И ему пришлось просить помощи у государства в лице «Корпорации развития Среднего Урала», принадлежащей правительству Свердловской области. Схема была очень сложной:
- госпиталь вкладывает 3,2 миллиарда рублей, а 1,2 миллиарда дает Корпорация;
- Корпорация возвращает госпиталю деньги по мере реализации проекта, а госпиталь постепенно отдает в залог ей свое оборудование;
- после окончания строительства проект должен был стать отдельным юрлицом, 75% которого оплачивает сам госпиталь всем имуществом, а 25% – зачитывается Корпорации в требования по долгу.
Из-за этого и начались проблемы – власти региона посчитали, что госпиталь не создал совместное юридическое лицо, в котором корпорация получила бы свою долю. Наследники Тетюхина (он умер в 2019 году) считают, что компания была создана – это дочерняя организация «Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр», который в дальнейшем получил лицензию и начал вести деятельность, принимать пациентов и проводить операции. А вся выручка идет в основное юрлицо госпиталя, долю в котором регион не стал принимать в собственность.
Чуть позже губернатор Свердловской области обвинил госпиталь в выводе активов в офшор.
В результате корпорация начала судиться с госпиталем, требуя от него вернуть вложения с процентами – это 1,4 миллиарда рублей. Кроме того, региональное и федеральное Министерства здравоохранения постепенно урезали квоты по финансированию госпиталя – фактически довели его до кризисного состояния, когда учреждение делает значительно меньше операций, чем может.
Пока сложно сказать, какое решение в итоге может принять суд – но очевидно, что власти по какой-то странной причине не желают развивать уникальный лечебный центр, построенный большей частью за счет пожертвований. Финансирование постоянно урезается, госпиталь вынужден работать в минус – просто потому, что такой была позиция его основателя. А очереди за эндопротезированием тем временем продолжают расти – и многие люди из списков, увы, не доживают до операции.