Жизнь многих из нас напоминает океан, в котором мы оказались в результате какой-то катастрофы. Где я? Зачем я здесь? Куда грести? Огромные массы холодной и безжалостной воды, под которой скрываются опасные хищники, - страх и волнение парализуют. Может ли такое чувство полной потерянности посетить нас после смерти? Возможно. Ах, увидеть бы кого-то ещё, но уже в лодке! Кого-то, кто уверенно держит свой путь к спасению. Вот и главный герой книги Льюиса "Расторжение брака" встречает такого поводыря. Посмотрим описание этой встречи в оригинале, на английском, и проверим, не потерялось ли что-то при переводе на русский?
Итак, главный герой встречает праведника, книги которого многое помогли ему понять ещё при жизни на Земле. Как здорово было бы встретить именно того человека, который стал для тебя авторитетом! Чьи книги и откровения служили зачастую той веревкой в тумане жизни, которую оставил за собой тот, кто уже достойно прошёл путь. Теперь ты идёшь следом и благодаришь его за эту помощь. В моей жизни это был бы писатель Фёдор Достоевский или философ Сергей Булгаков. У главного героя это шотландский поэт Джордж Макдональд.
Дж. Макдональд объясняет самый главный принцип, по которому одни предпочитают Ад, а другие - Рай. В первом случае люди живут в Аду уже на Земле: они выбирают грех и привыкают к нему. Их личность и грех тесно взаимопроникаются. Они не в состоянии жить чистой, реальной жизнью. Да, истина и реальность только одна. Ад же это не альтернативная реальность, это скорее существование падшей души и её безумства. У каждого человека всегда есть шанс жить настоящей, полной, праведной жизнью, или отказаться от неё и выбрать жизнь какая ему пожелается. Для этого из Ада регулярно отправляются экскурсии в Рай, где человек узнаёт жизнь как она есть и может жить ею, либо вернуться в мрачный город своих страстей, грехов и всего, что с этим связано: "Всякая погибшая душа предпочтет власть в аду служению в раю. Она что-нибудь, да хочет сохранить ценой гибели, что-нибудь, да ценит больше радости, то есть больше правды". Всё сводится к формуле: одни говорят Богу "да будет воля Твоя", а другим Бог говорит "да будет воля твоя".
Не так важно даже какой грех овладел душой. Например, похоть. "Человек чувственный гонится поначалу за ничтожным и всё же реальным наслаждением. Его грех – самый простительный." Однако, со временем наслаждения становятся всё меньше, тогда как стремление к удовлетворению похоти - усиливается. В итоге, человек оказывается в состоянии безумства. В переводе пропущена фраза, которая очень точно передаёт это состояние: 'He’d like well to be able to scratch; but even when he can scratch no more he’d rather itch than not.’ Буквально перевод мог быть таким: "Допустим, он может почесываться; но даже если ему нет нужды что-то чесать, то он всё равно предпочтет испытывать зуд." Так и блудник: новые отношения уже не приносят никакой новизны и удовольствия, однако он испытывает какой-то зуд, который несёт его в эти бессмысленные отношения.
Такого рода ловушки повсюду: ты можешь быть ярым проповедником, доказывая существование Бога, при этом быть безразличным к самому Богу. Или заботиться о семье и при этом оставаться жестким и сухим с каждым из членов этой семьи. Это страсть, когда само занятие ради благой цели становится важнее этой цели. Человек становится, с одной стороны, бесчувственным относительно цели, с другой, - одержим страстью к самому процессу. И этот грех, страсть, также нормальное состояние Ада, так как в Раю процесс уже не важен, там достигнуты все цели: присутствие Бога, любовь и красота.
Дорогие друзья, благодарен всем вам, кто не забывает ставить палец вверх и помогает каналу становиться лучше!
Предыдущие статьи этой серии:
Книга в переводе или оригинал?
Анализ перевода книги К. С. Льюиса Расторжение брака, Предисловие
Почему многие из нас, высокомерных, предпочтут Ад?
Почему праведник выбрал Ад, а грешник - Рай? Самооправдание
Я верю, но Бог мне неинтересен. Верующий выбирает Ад