«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сём самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» (Фил. 2:12-18).
Когда нам даётся какое-то задание, большинство из нас предпочитает иметь, так сказать, «должностную инструкцию». Мы хотим точно знать, что нам нужно делать и как. Многие стихи в Новом Завете можно расценить как своего рода «должностную инструкцию» христианина. В некоторых из них говорится, что мы должны делать. В них раскрываются общие требования к каждому христианину — например, помощь другим и поклонение Богу. От нас также требуется использовать свои таланты и возможности — находить свои уникальные пути служения Господу. Другие разделы сосредоточены на том, как мы должны исполнять свои обязанности. Фил. 2:12–18 — как раз такой отрывок. В мирских должностных инструкциях подробно описываются методы, а эта «должностная инструкция» христианина во главу угла ставит образ мыслей — наше отношение к Господней работе.
ЗАЯВКА НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ (2:12)
Необходимость повиноваться
В стихе 12 Павел возвращается к практическому наставлению, начатому в 1:27. Он продолжает мысль о послушании, выраженную в 2:8: Иисус «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Теперь Павел говорит филиппийцам: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моём, но гораздо более ныне, во время отсутствия моего…» (ст. 12). Стих 12 начинается со слова «итак», которое связывает последующую мысль с предыдущей: Иисус был послушным; «итак», они тоже должны быть послушными. Это наставление даётся не в форме строгого наказа, а в форме просьбы, высказанной с любовью: Павел называет их «возлюбленные мои».
Касаясь прошлого послушания филиппийцев, апостол говорит поразительные слова: «Вы всегда были послушны». То есть они всегда исполняли Божьи повеления, открытые им Павлом. Так как Павел был Божьим представителем, его слушатели должны были повиноваться его вдохновенному учению (см. Рим. 1:5; 15:18; 2 Кор. 10:6; 2 Фес. 3:4; Флм. 21). Заявление о том, что они всегда были послушны, почти так же поразительно, как и более ранние слова апостола, что он благодарит Бога при всяком воспоминании о них (1:3)! Повторюсь: возможно, здесь Павел прибегает к «избирательной памяти». Наверное, мысль такова, что в общем они всегда были готовы исполнять вдохновенные наказы Павла. Как было бы замечательно, если бы другие могли сказать о нас, что мы всегда исполняем небесные повеления!
Павел призывает филиппийцев и дальше идти по пути послушания: «Итак… как вы всегда были послушны, не только в присутствии моём, но гораздо более ныне, во время отсутствия моего…» До этого Павел несколько раз бывал в Филиппах (см. Деян. 16:12–40; 20:1–3, 6). Он хочет, чтобы тамошние братья вели себя так, будто он по-прежнему с ними. Когда в детстве мои родители давали мне какое-то задание, в их присутствии я обычно работал более усердно. Когда же они оставляли меня одного, я иногда бросал работать и начинал играть. Некоторые люди, взрослея, не оставляют «младенческое» (см. 1 Кор. 13:11): в присутствии начальников они работают очень старательно, а когда те отсутствуют, почти ничего не делают. Павел говорил, что такие люди работают «с видимой только услужливостью, как человекоугодники» (Еф. 6:6).
Печально, что некоторые относятся так и к своим духовным обязанностям. Они демонстрируют бурную религиозную активность, пока кто-то видит их за работой, пока их усилия не остаются незамеченными. Когда же никто их не видит, они не очень-то тратят время и таланты на Господне дело. Павел не хочет, чтобы филиппийцы были такими. Их послушание «гораздо более» важно теперь, потому что (1) усиливается давление на них и, соответственно, увеличивается опасность того, что они могут оставить начатое (1:28–30), и (2) без личной поддержки Павла некоторые могут поколебаться. Почему мы с вами повинуемся Богу? Мы должны научиться быть верными Господу, даже если другие не знают об этом и даже если мы не получаем за это благодарности. Учиться повиновению Богу просто потому, что это правильно, — часть взросления христианина.
Необходимость трудиться
Павел не хочет, чтобы филиппийцы бездействовали в его отсутствие, и потому призывает их: «Совершайте своё спасение» (2:1). В Современном Переводе сказано «Продолжайте трудиться, чтобы завершить своё спасение». Слова Павла смущают некоторых конфессиональных толкователей. К примеру, тех, кто думает, что человеческие усилия не имеют никакого отношения к спасению. Буквально понимая эти слова, они усматривают в них некоторую связь между работой человека и его вознаграждением в вечности. Эти слова смущают также тех, кто учит, что однажды спасённый никогда не упадёт, — ибо из этих слов вытекает, что если христианин не трудится, то обретённое им некогда спасение может быть утрачено. В результате некоторые авторы заходят далеко в дебри доводов, пытаясь дать «правильное» толкование этому отрывку.
Те, кто думает, что община в Филиппах была полна разногласий и раздоров, полагают, что слово «спасение» означает не спасение от греха, а «избавление» от вздорности членов и «исцеление» их разногласий. Конечно, не все из тех, кто считает, что слово «спасение» означает избавление от проблем в общине, повинны в попытке подогнать смысл отрывка под свою теорию; некоторые просто так воспринимают этот стих. И всё же, поскольку при таком подходе получается, что «спасение» это вовсе не спасение от грехов, а нечто иное, он имеет особую привлекательность для упомянутых выше тенденциозных толкователей.
Это правда, что греческое слово, переведённое «спасение» (сотериас), можно перевести по-разному. Однако Павел всегда и везде слово сотериас употребляет в смысле спасения в вечности (1:28; Рим. 1:16; 10:1, 10; 13:11; 2 Кор. 6:2; 7:10; Еф. 1:13; 1 Фес. 5:8 и дал.; 2 Фес. 2:13). Ничто в ближайшем контексте не приводит нас к выводу, что здесь апостол использует это слово в другом смысле. Во всех имеющихся в моей библиотеке переводах Фил. 2:12 содержит слово «спасение», а не «избавление» или «исцеление». Поэтому и мы оставим перевод так, как есть.
Новый Завет много говорит о том, что христианам необходимо работать (см. 1 Кор. 15:58; 2 Кор. 5:10; Кол. 1:10; Иак. 2:24: 1 Пет. 1:17). Поймите меня правильно: Новый Завет не учит, что своими делами мы зарабатываем или заслуживаем спасение. Такие стихи, как Рим. 11:6, Еф. 2:9 и 2 Тим. 1:9, конкретно говорят, что мы спасены Божьей благодатью (незаслуженной милостью) на основании веры (Еф. 2:8). В то же время мы должны понимать, что спасающая вера это послушная вера — вера, действующая любовью (см. Гал. 5:6). Макси Даннэм пишет: «Мы до конца поймём смысл сказанного Павлом о вере, только если будем знать, что её главные составляющие — это доверие и послушание… Говоря о вере фессалоникийцев (1 Фес. 1:8), Павел пишет об их послушании. В Рим. 1:8 он пишет о «вере вашей», а в Рим. 16:19 — о «вашей покорности», явно имея в виду одно и то же. В Рим. 1:5 он употребляет фразу «послушание веры» (см. Восстановительный Перевод), вероятно, подразумевая «послушание, которое есть вера».
Манфорд Гутцке высказывает ту же мысль: «…вера включает в себя послушание. Беда тому, кто думает, что вера — это просто признание чего-то истинным. Нет! И бесы признают, что Бог и Иисус Христос реальны, но всё равно остаются олицетворением зла. Вы верите в страхование на случай пожара? А застраховали свой дом? Нет? Тогда вы не верите в него! Иаков… просто говорит, что вера без дел мертва [Иак. 2:26]. Всем христианам нужно почаще читать Послание Иакова, особенно вторую главу».
Дела послушания — это практическая сторона веры. Делами мы выражаем свою веру, показываем доверие и демонстрируем силу убеждённости. Говорят, что мы не спасаемся делами, но и без них мы тоже не можем спастись.
В стихе 12 глаголом «совершайте» переведено составное слово катергадзомай, означающее «преодолевать, осуществлять». Катергадзомай сочетает в себе предлог ката и глагол «работать» (эргадзомай). В данном случае предлог усиливает действие глагола (Вайн). Барклей считает, что это слово «всегда несёт идею завершения». В Современном Переводе так и читаем: «так же продолжайте трудиться, чтобы завершить своё спасение». Павел как бы говорит: «Вы хорошо начали, когда крестились для спасения от своих прошлых грехов [см. Мк. 16:16; Деян. 2:38; Рим. 6:3–6, 16, 17, 18], и с тех пор совершаете служение — но останавливаться не время. Ещё есть работа!»
Каждый из нас должен трудиться ради дела Христа. Ранее мы отмечали, что существуют общие обязанности, одинаковые для всех детей Божьих, и ещё другие требования, которые варьируются в зависимости от способностей и возможностей христианина. Что касается последнего, то вы должны с молитвой определить, чего Бог ожидает от вас. Может, Он дал вам способность проповедовать и учить, готовить причастие или убирать место собраний церкви. Может, Он дал вам любящее и сострадательное сердце, чтобы вы могли помогать своим соседям. Если вы молодая мама, Он рассчитывает, что вы будете наставлять своих детей в Его путях. Если вы где-то работаете, Иисус хочет, чтобы вы делились евангелием со своими сотрудниками. Может, большую часть своего времени вы посвятили заботе о престарелых родителях. Какая бы работа перед вами ни стояла, Бог хочет, чтобы вы исполняли её с учётом Его требований. В своей вдохновенной «должностной инструкции», изложенной в последующих стихах, Павел говорит нам, «как» это делать.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ (2:12–18)
Работайте с благоговением! (2:12)
Первое требование — работать с благоговением: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение» (ст. 12). «Со страхом и трепетом»?
От слова «страх» (фобос) происходит «фобия». Означает ли это, что, служа Господу, мы должны сильно тревожиться и нервничать? Нет. Слово «страх» здесь, как часто в Писаниях, употреблено в смысле глубокого благоговения и почитания. В 1 Пет. 3:2 (Современный Перевод) фобос переведено словом «почтительно». Такой образ мыслей не отвращает нас от Бога, а наоборот, приближает к Нему — так как мы признаём Божье величие и нашу зависимость от Него.
Когда мы служим Богу, нас не должен сковывать страх; но в то же время мы никогда не должны забывать о серьёзности нашего поручения и величии Того, кому мы служим. Будем же «всегда служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28).
Работайте с уверенностью! (2:13)
Некоторые могут говорить: «Работать для Бога — это тяжело. Боюсь, что не справлюсь!» Поймите: никто не ожидает, что вы будете работать в одиночку. Господь даёт вам не только повеления, но и силу. Второе требование — работать с уверенностью, понимая, что Бог помогает вам. Павел продолжает: «Потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (ст. 13).
В этом стихе Павел дважды употребляет слово энергейн, переведённое двумя разными словами: «производит» и «действие». От этого слова происходит наше слово «энергия». Бог побуждает нас к действию, «заряжает энергией». На что Он заряжает нас? Чтобы работать для Него, нам нужны как минимум две вещи: желание и способность. В нашем тексте сказано, что Он помогает нам и в том и в другом: Он «производит» в нас «и хотение, и действие». В Современном Переводе этот стих звучит так: «Ибо именно Бог вызывает у вас желания и поступки, которые угодны Богу». В Слове Жизни читаем: «потому что это Сам Бог совершает в вас работу, пробуждая в вас и желание, и действия согласно Своей воле». Делает ли это Бог чудесным образом? Нет. Ранее мы обсуждали некоторые моменты, как Бог действует в нас. Он даже может произвести желание, или «хотение» трудиться. Это желание может вызвать чтение Писаний, своевременная проповедь, ободрение со стороны друга-христианина или голос совести. Все эти факторы являются частью Божьей работы в нашей жизни. Важно не столько понимать, каким именно образом Он действует в нас, сколько принять этот факт. Не бывает так, что Бог даёт нам работу, а затем уходит, оставляя нас с ней один на один. Он не покидает нас. Служа Ему, мы никогда не остаёмся одни (см. Мф. 28:20).
Бог действует в нас «по Своему благоволению». Он доволен, когда мы служим Ему охотно и старательно. Он не радуется непослушанию и сокрушается, когда кто-то умирает беззаконником (см. Пс. 5:5; Иез. 18:23, 32). Однако Ему угодно, когда люди обращаются от греха к праведности (см. Иез. 33:11). Он «благоволит… к народу Своему» (Пс. 149:4).
Стих 12 говорит, чтобы мы «совершали своё спасение», а стих 13 — что Бог действует в нас. Эти два стиха могут поставить некоторых в тупик. Если взять стих 12 изолированно, то можно решить, что спасение исключительно в руках самого человека. А если изолировать стих 13, то можно сделать вывод, что это исключительно Божье дело. Новозаветные авторы не очень старались привести в соответствие друг с другом стихи о Божьей роли и роли человека в спасении. В некоторых местах Нового Завета божественная и человеческая роли в спасении объединены — например, в Еф. 2:8: «Ибо благодатью [роль Бога] вы спасены через веру [роль человека]…». Однако новозаветные авторы не торопились объяснить, как именно спасение может быть даром («благодатью»), если при этом человек должен что-то сделать, чтобы принять этот дар («через веру»). Очевидно, им было достаточно знать, что Бог сделал нечто такое, что человек сделать не мог, но что человеку всё равно необходимо было что-то сделать. О Фил. 2:12, 13 Чарльз Эрдман пишет: «Таким образом, здесь утверждаются две великие реалии — всевластия Бога и свободной воли человека. Бог производит действие, но одновременно это и действие человека. Нельзя сказать, что Бог делает одну часть работы, а человек другую. Это всецело работа Бога и всецело — человека. Павел не пытается примирить кажущуюся коллизию мысли».
В отличие от Павла многие из нас считают, что обязаны примирить эти два фактора в так называемой, по определению Пата Харрелла, «драме божественного и человеческого». В этом нет ничего страшного, если стремление во что бы то ни стало «всё разложить по полочкам» не приводит к частичному отрицанию или одной, или другой истины, содержащейся в этом отрывке. Мы не смеем преуменьшать ни то, что делает Бог, ни то, что Он просит делать нас. Некоторые сегодня чрезмерно акцентируют благодать Бога, в результате чего делают вывод, что человеку, чтобы спастись, вообще не нужно делать ничего.
Между одним и другим должно быть равновесие. В связи с этим Эрдман пишет: «Чувство своей ответственности ведёт человека к отчаянию, если не уравновесить его уверенностью в Божьей благодати и силе. Вера в силу и действие Бога, если она не сопровождается человеческой решимостью и сознательным усилием, ведёт к нравственному бессилию и беде».
Нужно нам «совершать» своё спасение? Да, нужно. Бог работает в нас, давая нам способность делать это? Да, работает. Хвала Богу за это! Поскольку Он работает в нас, мы можем работать с уверенностью!
Работайте с охотой! (2:14)
Далее Павел говорит, что нам нужно работать с охотой: «Всё делайте без ропота и сомнения» (ст. 14). Слово «ропот» (греч. гонгисмос) означает «выражение тайного и приглушённого недовольства, ворчания, протеста» (Эрдман). В Септуагинте это слово употреблено при описании ропота и жалоб израильтян в пустыне (см. Исх. 15:24; 16:7, 8; Чис. 11:1; 16:4). Павел, вспоминая тех израильтян, делает следующее предупреждение в 1 Кор. 10:10: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя».
Словом «сомнение» в стихе 14 переведено греческое составное слово диалогисмос, состоящее из предлога диа и существительного логисмос («рассуждение, доказательство»). Оно означает «внутреннее рассуждение», но доминирующим в Новом Завете является значение «злые мысли». В Восстановительном Переводе это слово переведено «рассуждения», в Современном Переводе — «ссоры», в Слове Жизни — «споры».
Учёные не пришли к единому мнению относительно того, с кем были эти рассуждения, с Богом или с другими христианами. Те, кто думает, что этот отрывок говорит о проблемах в Филиппах, склоняются к тому, что это споры с братьями-христианами. Другие полагают, что это несогласие с Богом — что филиппийцы, подобно Иову, хотели «спорить» с Богом, чтобы Бог «выслушал» их (см. Иов. 31:35–37). Некоторые сегодня хотят выражать недовольство Богу относительно несправедливости жизни или Его требований к ним. Нет необходимости отделять эти два толкования друг от друга. Когда израильтяне жаловались на Моисея (Чис. 16:41), они роптали на Господа (Чис. 17:10). Когда члены церкви не ладят друг с другом, Бог это воспринимает на Свой счёт (см. 1 Ин. 4:20).
Читая слова «жалобы» и «споры», я вспоминаю некоторых детей. Когда родители велят им что-то сделать, они ворчат что-то себе под нос, а иногда даже оговариваются. Павел хочет, чтобы мы не уподоблялись таким детям, а были более зрелыми и подчинялись указаниям нашего небесного Отца.
Наставление «всё делайте без ропота и сомнения» имеет общее применение; но в контексте оно особенно применимо к работе, которую мы делаем для Господа. Некоторые из тех, кто активно участвует в Господних трудах, перечёркивают свои усилия тем, что постоянно ворчат и жалуются. Как Бог смотрит на наш ропот, когда мы работаем для Него? Представьте, что кто-то принёс вам подарок — большой подарок, нечто такое, что вы всегда хотели иметь. Но, отдавая подарок, он начинает жаловаться на то, как дорого он стоит, и всячески намекать, что он предпочёл бы вам ничего не дарить. Как бы вы себя чувствовали при этом? Наверное, сказали бы, чтобы он этот подарок оставил себе! А теперь попробуйте представить, что чувствует Господь, когда мы ропщем и жалуемся, исполняя Его указания. Мы должны работать с охотой.
Работайте безупречно! (2:15)
Ещё мы должны работать безупречно. Сказав «всё делайте без ропота и сомнения» (ст. 14), Павел продолжает: «Чтобы вам быть безупречными и чистыми детьми Божьими, непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (ст. 15).
Недавно я нанял бригаду рабочих, чтобы они сделали в моей квартире ремонт. Мне нужны были работники надёжные, старательные и опытные — но об их личной жизни мне почти ничего не было известно. Многие мирские работы могут делаться неверующими людьми и при этом их бездуховность никак не будет сказываться на их работе. Не так с духовными делами. Любой наш недостаток вредит нашей работе во имя Иисуса.
Какими нам нужно быть? Павел говорит, что, во-первых, «безупречными» (ст. 15). Греческое слово, переведённое «безупречными», состоит из основы со значением «причина или основание для жалобы» и отрицательной приставки. Имея форму амемптос, оно состоит из мемтос (от мемфомай, «находить недостаток») и приставки а. Это слово может означать «без недостатка». Единственно, как мы можем фактически быть «без недостатка», это в Божьих глазах, когда Он прощает нас по Своей благодати. Однако в этом стихе оно означает «жить так, чтобы никто не мог критически указать на вас пальцем».
Затем Павел добавляет неожиданное слово: «чистыми» («бесхитростными», Восстановительный Перевод; «невинными», Современный Перевод). Сегодня многие не очень высоко ценят бесхитростность и невинность. Это качество приравнивают к невежеству, неопытности и наивности. Тем не менее, Господь хочет, чтобы мы были «просты, как голуби» (Мф. 10:16). И в Фил. 2:15 и в Мф. 10:16 употреблена форма греческого слова акерайос, образованного отрицательной приставкой а и основой керанними, что значит «смешивать». Оно означает «несмешанный». Греки использовали его, когда говорили о неразбавленном водой вине или металле, не смешанном с другими металлами. В нашем тексте оно характеризует такое сердце, какого требует Господь: доброе, не смешанное со злом. Мы должны быть хорошими не только внешне («безупречными»), но и внутренне («чистыми»).
Качества, которые позволяют человеку быть безупречными и чистыми, суммируются в слове «непорочными». «Непорочные» — это перевод греческого слова момос («осуждение», «вина», «высмеивание», «бесчестье») с отрицательной приставкой а. Мы не должны делать ничего такого, что позволило бы миру поднять на смех религию Христа. Кто-то может возразить: «Но Павел называет мир “строптивым и развращённым родом”. Разве так уж важно, что думает грешный, нечестивый мир?» Важно, потому что мы стараемся изменить мир к лучшему. Важно, потому что мы хотим, чтобы люди оставили царство тьмы и вошли в царство света (см. Кол. 1:13).
Если мы будем безупречными, то станем сиять, «как светила». В Современном Переводе можно прочитать: «подобно звёздам». Греческое слово, переведённое «светила», в Септуагинте употреблено для обозначения небесных светил: солнца, луны и звёзд (см. Быт. 1:14–18). Я вспоминаю тёплые летние ночи. Я жил в сельской местности и в летнее время обычно спал на сеновале. Пока не засыпал, я всё смотрел на звёзды, эти переливающиеся точки света, рассеянные по всему чёрному небосводу.
Тёмным фоном для «светил» в стихе 15 является «строптивый и развращённый род». В других переводах вместо «строптивый» читаем «порочный» и «испорченный». Вместо «развращённого рода» в Слове Жизни употреблено выражение «злое поколение». В Ветхом Завете та же терминология используется для описания непокорных израильтян (Втор. 32:5). Иногда меня просто ошеломляет разгул греховности в сегодняшнем мире, но я напоминаю себе, что мир всегда был «строптивым и развращённым» (см. Мф. 17:17; Деян. 2:40). Я также напоминаю себе, что если бы мир не был «строптивым и развращённым», то не было бы необходимости в «огне моей души». Когда всё вокруг заливают яркие солнечные лучи, в светильнике нет необходимости. Чем темней становится мир, тем больше нужда в наших «светилах» — и тем ярче будут они выглядеть.
Работайте стойко (2:16)
Мы также должны работать стойко. Предложение, начатое в стихе 14, ещё не закончено. После призыва к филиппийцам сиять, «как светила в мире», Павел добавляет: «содержа слово жизни» (ст. 16). Аналогия со «светом» переходит от звёзд к светильнику, который крепко держат в руке, — например, факел. Главная мысль этого стиха, с учётом контекста, — освещение пути другим — чтобы помочь живущим в этом мире найти дорогу. Восстановительный Перевод даёт перевод «предлагая слово жизни», Слово Жизни — «живя по слову жизни», Современный Перевод — «неся им послание, жизнь созидающее». Все эти идеи можно объединить: мы должны крепко держать светильник, чтобы другие могли видеть его и идти за ним.
Мы должны крепко держать «слово жизни». «Слово жизни» — это Божье Слово. Псалмопевец говорит, что Слово Божье — свет его стезе (Пс. 118:105). «Словом жизни» его называют потому, что оно даёт духовную жизнь. В Современном Переводе это «послание, жизнь созидающее». Некоторые авторы указывают, что Словом Жизни назван Иисус (1 Ин. 1:1). И снова между этими двумя идеями разница невелика. Мы не можем «предлагать» Иисуса как Слово Жизни, не «неся послание» Нового Завета, которое рассказывает о Нём. Как мы держим — или несём — Слово? Своей жизнью (Мф. 5:14–16), а также своими устами (Мф. 28:18–20). Как пишет Пат Харрелл, «Павел здесь увещевает филиппийцев усердно проповедовать», — и, я бы добавил, «учить».
Павел выдвигает следующий стимул для стойкости его читателей: «Чтобы мне было чем гордиться в день Христов — что я не тщетно бежал и не тщетно трудился» (ст. 16; Восстановительный Перевод). «День Христов» — это тот день, когда Иисус вернётся и будет судить всех. Апостол хочет, чтобы в этот день ему «было чем гордиться». Павел хочет хвалиться не собой (см. Гал. 6:14), а филиппийцами, — как они до конца оставались стойкими и верными.
Если они останутся такими, то Павел будет знать, что он «не тщетно подвизался [бежал; Восстановительный Перевод] и не тщетно трудился». В этом утверждении мы видим две аналогии. Первая говорит нам о бегуне, который прошёл дистанцию, чтобы только увидеть, что после всех приложенных усилий его дисквалифицировали. Он бежал «тщетно». Вторая — о ремесленнике, который обнаруживает, что то, над чем он трудился, испорчено и не может быть продано. Так как Павел делал палатки (Деян. 18:2, 3), то, возможно, он имел в виду то мастерство и те усилия, которые требовались для того, чтобы соткать нужный палаточный материал. Какой бы труд Павел ни имел в виду, в его примере он оказался «тщетен». Позвольте сразу же сказать, что в этом отрывке Павел беспокоится не о том, спасётся он или погибнет. В своём спасении он был уверен (Фил. 1:21, 23). Но он желал наверняка знать, что время и энергия, потраченные на филиппийцев, были не напрасны.
Мне понятно беспокойство Павла. Я благодарю Бога за тех учеников, которые остались верными; но мне горько, когда я думаю о тех, кто стал равнодушным или вообще оставил веру. Некоторых из них я часами учил один на один и постоянно ободрял. Ничто так не удручает меня, как печальная весть о том, что кто-то из дорогих мне людей порвал связь с Господом и Его народом. По сути, Павел говорит филиппийцам: «Если вы не останетесь стойкими в своей работе, это не повлияет на моё спасение — но разобьёт мне сердце!»
Работайте радостно! (2:17, 18)
В заключительных стихах нашего текста Павел выражает уверенность в том, что его труд с филиппийцами не будет тщетным. В конце отрывка Павел вновь возвращается к теме радости; греческое слово, означающее «радоваться», в стихах 17 и 18 встречается четыре раза. Мы должны радоваться во всех обстоятельствах — в том числе и работая.
Ральф Мартин называет стихи 17 и 18 «самыми впечатляющими словами о себе во всём послании». «Но если я и сделаюсь жертвой за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. Этому и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне». Павел говорит об очень реальной возможности скорой смерти. Позже, во время второго римского заключения, после смертельного приговора, он повторит свои слова (2 Тим. 4:6). Павел употребляет настоящее время, показывая, как отчётливо он видит возможность собственной казни. Однако, представляя себе, как, по римскому обычаю, ему отрубят голову, апостол думает не об ужасе предстоящего, а о славе. Его кровь станет жертвой возлияния, пролитой перед его Богом. Греческий текст конкретизирует жертву Павла, называя её жертвой возлияния. В Восстановительном Переводе читаем: «Но даже если я изливаюсь, как возлияние, на жертву и служение вашей веры…» Буквально в оригинале употреблён один глагол «изливаюсь», но этот глагол обычно использовался в значении жертвы возлияния. Жертва возлияния совершалась как в языческих, так и в иудейских религиозных обрядах. (Об иудейских жертвах см. в Чис. 15:5, 7, 10; 28:7, 14; Ос. 9:4).
Павел продолжает аналогию со священником, говоря, что он становится жертвой «за жертву и служение веры» филиппийцев. «Вера» филиппийцев — это не только принятие ими Христа и упование на Него, но также все их дела и преданность, которыми они демонстрировали свою веру. Веру и послушание филиппийцев Павел расценивал как жертву, принесённую Богу (см. Рим. 12:1, 2; Фил. 4:18; Евр. 13:15, 16). В его представлении жертва его смерти смешивалась с жертвой их жизни — и всё это было приношением Господу.
Были ли мысли Павла о возможной смерти поводом для скорби? Нет, они были поводом для радости: «Но если я и сделаюсь жертвой… то радуюсь и сорадуюсь всем вам» (Фил. 2:17). Ведь если его убьют, он отправится домой, чтобы быть со своим Господом (1:23). Однако он знал, что его смерть огорчит филиппийцев. Если их так расстроила весть о болезни Епафродита, что следует из Фил. 2:26, 28, то как они отреагируют на смерть апостола? Поэтому он и их призывает радоваться: «Этому и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне». В Современном Переводе читаем: «Так же и вы должны ликовать и разделять своё ликование со мной».
Наш текст завершается на ноте совместной радости. Я же хочу закончить эту «должностную инструкцию» следующей мыслью: что бы с нами ни случилось, мы, христиане, должны радоваться (см. Пс. 117:24). У нас будут свои печальные моменты — они были даже у Павла (Фил. 3:18; 2 Кор. 2:4), — но нашим общим настроем должна быть радость. Один проповедник как-то сказал, что христиане должны быть, как овчарки (собаки, обученные помогать пастухам). Кто-то из слушателей попросил объяснить. Проповедник сказал: «Овчарка исполняет команды своего хозяина независимо от обстоятельств — жарко или холодно, сыро или сухо, трудная работа или лёгкая. Это похвально. Однако больше всего в овчарке мне нравится то, что после исполнения задания она возвращается к хозяину — виляя хвостом!». Нам нужно работать радостно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог поручил нам выполнять всю работу. Как Он хочет, чтобы мы выполняли её? С благоговением, с уверенностью, с охотой, стойко и радостно. Такая работа обогатит нашу жизнь и прославит нашего Отца!
«Всё делайте без ропота и сомнения».