Найти тему

Родительский чат. Как не вешаться и получать в нем ответы

Многие из нас имели счастье состоять в каком-то групповом чате в мессенджерах, например, “Жильцы новостройки на Лесной, 55” или “Встреча одноклассников 20 лет спустя”. Но родительский чат в садике или школе - самый мучительный и беспощадный. Про стиль общения там сочиняют анекдоты, а если вы спросите про них знакомых с детьми, они закатывают глаза и вздыхают. Что же не так с этими чатами?

Все дело в том, что там родителям приходится координировать, пожалуй, одни из самых сложных вопросов. При этом только при помощи экрана и клавиатуры, не имея возможности видеть эмоции собеседников вживую. Добавьте сюда тревожность за своих детей (уж лучше бы этот чат молчал, вдруг что-то с моим!) и необходимость коллективного решения финансовых вопросов. И еще каждый пишет, когда может, а некоторые могут только когда остальные спят сладким сном, то есть, в 3 часа ночи. В результате, получите межличностные конфликты, споры и “весь этот ужас”.

Иногда может возникнуть ощущение, что все эти люди из чата бесцеремонно круглосуточно стучатся в вашу дверь. Вы же не готовы впускать к себе непрошенных гостей и днем и ночью? Предположим, это случилось. Что бы вы сказали? Как именно объяснили, что не рады? Какие ваши слова и действия не испортили бы репутацию радушного хозяина и доброго соседа, но серьезно ограничили "вторженцев"?

Итак, как же вести себя в родительском чате, если вы ориентированы на построение отношений?

В первую очередь, установите там правила. Да, да, обычные правила поведения. Звучать они могут примерно так:

  • Мы здесь для того, чтобы обсуждать только вопросы наших детей и их комфорта
  • Мы взрослые люди, придерживаемся тут норм делового общения, уважаем друг друга и решаем все вопросы здраво (без перехода на личности, выяснения отношений в резких тонах, предъявления претензий, оскорблений и т.д.)
  • Если что-то пошло не так, прежде, чем стремиться взорвать садик и написать президенту, мы выходим на мирный диалог с администрацией и стараемся найти решение вместе.
  • Пишем друг другу в этот чат мы в промежутке с 8:00 до 22:00, сообщения только текстом.

Пунктов может быть гораздо больше и сначала их будет страшно писать в этот чат. Поэтому важен второй этап - внедрение и закрепление этих правил.

Шаг 1 “Союзники”. Хвалите тех, кто позитивно и конструктивно предлагает мирные решения: “Спасибо, Анна, что вы это предложили, уверена, что это даст хороший результат!”. “Как здорово, Михаил, что вы это сделали, очень вам благодарны!” Ценность этого шага - в его регулярности, именно позитивное закрепление помогает поддерживать атмосферу надолго, даже в сложных ситуациях.

Позитивные подкрепления в данном случае, выглядят, как комплименты. А значит, нужно помнить главное: это должно быть искренне и правдой. Только тогда вы получите запланированный результат.

Шаг 2 “Деактивируем паникеров”. Бунтарям и дебоширам, которые любят возмущаться и поднимать панику, предлагайте возглавить процесс и описывайте последствия: “Екатерина, если писать жалобы на администрацию в прокуратуру и губернатору, однократно это не сработает. Вы готовы уйти с работы, организовать всех нас, регулярно ходить на приемы к чиновникам и следить за ходом разбора наших дел, чтобы довести инициативу до результата?” Как правило, получив нескольких просьб взять ответственность на себя, однократные идеологи-теоретики замолкают.

Хочется предупредить вас о том, что обязательно найдется "союзник", который, рано или поздно попытается привлечь вас к реализации задуманного им же. Ссылаясь на ваши сильные стороны и успешный опыт решения подобных задач. Так вот, если в ваших планах нет ничего подобного, заранее вооружить достойным вариантом отхода с передовых позиций. Здесь тоже есть маленький секрет: причина должна быть четкой, понятной, достойной и "социально приемлемой". Причина типа “ой, вас не слышно, я въезжаю в тоннель” не подойдет, придумать придется что-то более емкое.

Шаг 3 “Греби с нами или отплывай”. Самым критически и воинственно настроенным нужен сложный рецепт. Двухходовка для радикальных: сначала стоит подчеркнуть их сильную сторону или успешный опыт уже решенных задач. А затем мягко указать "на выход", как на возможную альтернативу. “Егор Степанович, вы как мужчина понимаете, насколько важно ... Конечно, вы можете принять решение.... Но, как серьезный человек, понимаете, что вместе нам будет проще решить эту проблему... Предлагаю следующие варианты…” Ну а если не сработало, то уже выбор: “на нашем садике (школе) жизнь не заканчивается, в округе есть еще несколько. Бывает, что люди меняю школу/садик в надежде, что им детям там будет лучше.... Но, уверяю вас, проблемы везде схожие. Нужно только немного терпения и последовательности в их решении... Нам тут хорошо, мы планируем тут остаться и чтобы все было хорошо, мирно договариваемся. Вы с нами?”

Через некоторое время другие “сервисные” родители включаются вам помогать и система начинает работать сама. Вам только важно продолжать держать руку на пульсе и закреплять результат шагом 1. Ну а бонусом вам начинают улыбаться даже те, кто раньше был суров. Просто потому, что им тоже от такого спокойного и мирного чата стало чуточку теплее.

Родительские чаты - не зло, просто в век скоростей и всеобщей разобщенности сама идея создания пространств, которые объединяют нас на уровне ценностей - прекрасна. И практиковаться создавать такое вокруг себя вы вполне можете на таком бытовом примере.

Больше профессиональных рассуждений про бизнес, сервис и клиентоориентированность - на моем канале в Телеграм.