Найти тему
НУАР-NOIR

Как «Секретные материалы», только с точностью до наоборот

Мы продолжаем рассказ о короткометражных фильмах, которые имеют отношение к мрачному мета-жанру, чаще всего характеризуемому французским словом «нуар» (что означает «чёрный»). В узком смысле – это сумрачные криминальные драмы; в широком понимании – всевозможные производные, которые включают в себя и триллеры, и чёрные комедии, и гангстерские фильмы, и т.д.

Нуар легко комбинируется с любыми жанровыми направлениями: от мелодрамы до фантастки. В нашем сегодняшнем случае интересен как раз последний вариант симбиоза. При подобном сочетании не обязательно получается киберпанк. Крис Картер доказал, что смешение фантастики и нуара может дать на выходе, например, «Секретные материалы». Этот сериал стал настолько легко узнаваемым культурным явлением, что ему подражали.

В частности, подобием «Секретных материалов» именовали в свое время сериал «Тёмные небеса» (1996-1997). В нём действие происходит в начале 50-ых годов, что связано с целым перечнем невольных ассоциаций: инцидент в Розвелле, тайная группа «Маджестик 13», космические усилия, предпринимаемые администрацией Эйзенхауэра. А ещё была маккартистская истерия, «охота на ведьм» и вопли о «красной угрозе» (хотя непонятно, кто кому больше угрожал).

Всё это создает своего рода устойчивые ассоциации, которые при изложении на экране провоцируют некоторые ожидания. Как в своё время говорили: «по волнам памяти» - а в данном случае можно было бы говорить о «колее сознания». Стоит «активировать» один элемент, как возникает целый набор образов.

Что интересно, короткометражный фильм «Приземление» был создан австралийским режиссером, то есть человеком способным посмотреть на некоторые стереотипы со стороны. А потому имеющим возможность предложить вам неожиданное решение.

По сюжету действие происходит на одной из ферм Среднего Запада в конце 50-ых годов. Её владелец, воспитывающий сына, переживает не лучшие времена. Судя по всему, от него ушла жена. А ещё он очень хотел быть солдатом (видимо, в свое время жаждал попасть в Корею). Однако его не призвали. И все вместе взятые обстоятельства только усиливают боль его разочарования.

Какова была пред-инстинктная Шэрон Стоун

Мальчик читает комиксы про пришельцев и играет в солдатиков. Один день на ферме совершенно похож на другой. И так длится, пока не случается СОБЫТИЕ. Собственно мы оставим в тайне главный «сюрприз» сюжета, который вызывает шоковое состояние от осознания того, что теоретически мог быть правдой.

Кадр из короткометражного фильма «Приземление» (2013)
Кадр из короткометражного фильма «Приземление» (2013)

«Кискодав» в пространстве солярного нуара

Невольно вспоминается суждение, касающиеся сути цивилизации, это когда вас продолжают убивать, но уже не забирают скальп в качестве трофея. Хотя если принять во внимание поведение представителей некоторых «цивилизованных» стран, то и это воззрение далеко не бесспорно.