«Православные… не желали принимать от мусульманина никаких пожертвований»
Во второй половине ХIХ века Царевококшайский уезд Казанской губернии становится центром производства стекольной посуды, там работали: Кужерская фабрика купца Хохрякова, а в селе Петровском – стекольная фабрика казанского купца Ахметзяна Яхьича Сайдашева, ранее принадлежавшая помещикам Желтухиным.
После смерти отца, незадолго до продажи фабрики, наследник С.А. Желтухин закрывает церковь в селе Петровском, которая действовала на протяжении более 70-ти лет, будучи не в состоянии содержать ее. В свою очередь новый владелец А.Я. Сайдашев изначально не планировал ее содержание и финансирование, ввиду того, что православные работники фабрики, а также священник Царевский не желали принимать от мусульманина никаких пожертвований. В связи с этим началась длительная акция по сбору средств, на что рабочие предложили производить вычет из заработной платы по 5 копеек с рубля. Но Сайдашев выступил против этой затеи, причиной тому послужило два факта: во-первых, на сбор денег потребовалась бы дополнительная должность, а, во-вторых, не все рабочие смогли бы продолжительное время выделять средства на содержание храма. Тогда среди рабочих началась подписка на сбор денег, в результате которой удалось набрать всего 200-300 рублей, а священнику требовалось не менее 600 рублей в год на содержание храма. После долгих переговоров местного священника и церковного старосты Лазаря Даниловича Дрягалина с вышестоящими духовными сановниками, не принесшие должных результатов, А.Я. Сайдашев решает все же открыть церковь. Часть средств на содержание притча он берет на себя, а часть выделяют с заработной платы рабочие стекольной фабрики. При церкви открывается церковно-приходское училище, помещение для которого предоставляет все тот же новый хозяин.
Наряду с этим Сайдашев предоставил еще два «удовлетворительных» помещения «с отоплением и освещением» для земской и мусульманской школ, а также оплачивал услуги лечащего рабочих земского врача.
Защитник основ ислама
Одним из ярких качеств казанского купца Ахметзяна Яхьича Сайдашева было горячее стремление поддерживать религию предков, помогать духовенству, всем единоверцам, защищать их от несправедливых нападок и гонений, привлекая при этом на себя множество неприятностей. Так, А.Я. Сайдашев в своей автобиографии упоминает следующий случай. В 1872 году мулла деревни Каенсар Мамадышского уезда Казанской губернии имел неосторожность нелестно высказаться в гостях у одного крещеного татарского учителя об иконе. Оскорбленный хозяин подал на муллу в суд об оскорблении христианской религии. Дело рассматривалось в Окружном суде Казанской губернии. Защитником со стороны муллы А.Я. Сайдашев пригласил известного присяжного поверенного Соколова, заплатив ему 500 рублей. Это было то время, когда известный миссионер Н.И. Ильминский широко развернул свою деятельность среди народов Поволжья. Именно благодаря его стараниям, по словам А.Я. Сайдашева, дело «раздули», и несчастного муллу приговорили к каторге в Сибирь. Соколов добросовестно отработал свой гонорар, но из-за разногласия свидетелей дело было направлено в Правительствующий Сенат. В результате, несмотря на все усилия адвоката, приговор был оставлен в силе, а арестованный мулла немедленно отправлен на каторгу. Однако затем начались преследования сторонников опального имама, из-за которых вынужден был покинуть город и сам Соколов. Угроза высылки нависла в тот период также и над А.Я. Сайдашевым. Лишь за огромную взятку в 1000 рублей, врученную полицмейстеру Казани Мосолову, купцу удалось избежать довольно жесткого наказания.
В целом, А.Я. Сайдашев ревностно относился к мусульманским обрядам и обычаям, нередко входил в полемику с другими религиозными деятелями. Например, в газетах «Волжский листок» и «Казанский телеграф» можно проследить спор Сайдашева с муллой г.Чистополь Ибрагимом Камаловым, который доказывал, что мусульманские женщины по учению Корана «с открытыми лицами могут ходить и говорить с мусульманами», ссылаясь на тот факт, что в Египте действует целая партия духовных лиц, отстаивающих свободу мусульманок. На что А.Я. Сайдашев в ответ приводил главу 24 стих 31 Корана, где говорилось: «Женщины-мусульманки без греха могут открываться только при отцах своих, при сыновьях своих, при братьях своих и сыновьях братьев своих, при женах их и при своих невольниках» и т.д.
Попытка примирения шакирдов с учителями медресе «Мухаммадия»
В 1883 году казанский купец М.И. Галеев учреждает для своего сына Г.Баруди, получившего к тому времени указ на исполнение обязанностей второго муллы, медресе «Мухаммадия». Для этого он на участке, принадлежавшем 5-й соборной мечети (ныне ул. Тукая, 34) построил одноэтажное кирпичное здание. Вскоре, в связи с наплывом учащихся, встал вопрос о расширении учебного заведения. Тогда, в 1885-1886 годах на помощь приходят его друг и единомышленник казанский Iгильдии купец Ахметзян Яхьич Сайдашев и малмыжский промышленник Г.И. Утямышев. Совместными усилиями они возводят над прежним зданием второй и третий этажи. Благодаря мощным финансовым вливаниям, неутомимой организаторской и научно-педагогической деятельности Г.Баруди, цель и мечта нового поколения национальной буржуазии была достигнута. У татар появилась реформированная конфессиональная школа. Официально преподавание по новому методу в «Мухаммадие» началось в 1891 году, однако, собственно звуковому обучению азбуке здесь приступили уже в 1887 году, сразу после возвращения из Константинополя и Каира Г.Баруди.
В медресе «Мухаммадия» возникло мощное шакирдское движение со своей подпольной организацией «Берек» («Союз»). Они одними из первых вышли с требованиями проведения радикальной реформы всех конфессиональных учебных заведений, открытия читален, учительских курсов. 3 марта 1906 года на страницах газеты «Казан мухбире» в № 44 шакирды «Мухаммадии» поместили открытое письмо родителям, в котором были изложены все недовольства, связанные с учебным процессом.
По этому поводу А.Я. Сайдашев, пытаясь примирить учащихся и преподавателей медресе, поместил в газете «Баянуль-хак» большую статью под названием «Казань. 19 сентября», в которой, в частности, пишет, что
«забыв прошлогодние обиды и извинившись, надо приступать с новыми силами к работе. Многие шакирды и сами, наверное, уже жалеют об этом. «Молодость – глупость». Они, наверное, думали: «Если мы вот так громко заявим о себе, то на медресе посыпятся сотни тысяч денег». Если бы государство помогало нашим медресе, когда выдавало деньги, то такие поступки были бы приемлемы».
Затем А.Я. Сайдашев перечисляет с каким трудом происходит материальное обеспечение медресе. «Раз уж вы попали в данное учебное заведение, то надо с усердием учиться, – говорит далее купец, – а прежде чем поступить в то или иное учебное заведение, вначале надо проверить, какое воспитание можно там получить, кто преподаватели, как они дают знания и т.д. Не следует так обижать своих учителей… Надо, чтобы был союз между учеником и учителем». Далее Сайдашев обращается непосредственно к преподавателям медресе:
«Каждая жизнь очень ценна. Молодость приходит только раз в жизни, и если это время не использовать с умом, то «после свадьбы бить в барабан бесполезно». А вы, как только услышите в свой адрес какие-либо слова от шакирдов – тут же обижаетесь. Обида – не лучшее дело. Господа! Сейчас время уроков, простите ошибки учеников. Дайте свободу в учебе, разрешите им присутствовать на уроках в тех медресе, где они посчитают нужным. Не возвышайтесь над учащимися, а будьте в союзе с ними… Если произойдут какие-либо изменения, обязательно дайте нам знать, а если пожелания и просьбы – то я их сам лично соберу…».
Подробнее см: Л.А. Мухамадеева «Страницы истории татарского предпринимательства: купеческая династия Сайдашевых (вторая половина ХIХ — начало ХХ веков)» (2020, 291 с.).
Продолжение следует.