Найти тему
Бессонница

Березки.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

- Малыш, ну там ещё есть участки. Давай прокатимся, а? - Не дожидаясь ответа, Игорь повернул направо, на дальние дорожки СНТ.
- Игорь, да зачем? Выбрали же... - Алёна раздражённо откинулась на пассажирском сиденье. Её до чёртиков раздражал энтузиазм мужа. На душе скребли кошки...
Буквально на днях Игорь допустил очередную ошибку в их семейном бизнесе. Но, в отличие от предыдущих, эта стала почти фатальной. Чтобы расплатиться с будущими долгами, паре пришлось незамедлительно выставить на продажу шикарный благоустроенный участок, в который они несколько лет буквально вкладывали душу. Свежепостроенная баня, любовно высаженные туи - все было скрупулезно сфотографировано и отправлено риэлтору. Для выросшей в детдоме Алёны продажа земли, которую она считала домом, была равносильна полному краху. Мужа она почти ненавидела. Игорь же, напротив, не унывал, и подыскивал скромный участок где-нибудь в СНТ. Оптимизм мужа бесил Алёну ещё больше.
Участок нашёлся почти сразу. Ровный, с хорошим подъездом, не дорогой. Игорю он понравился, Алёне было всё - равно. Через несколько дней договорились оформить. И вот... понесло его куда-то...
- Я даже не думала, что здесь ещё что-то есть, - через пару минут удивлённо проговорила забывшая про злость Алёна. - Здесь даже лучше, пожалуй.
И действительно, всего через километр, за поворотом, участки были больше, а дома лучше.
- Стой, стой, тормози! - воскликнула Алёна. - Берёзки слева видишь? Сворачивай.
Игорь послушно повернул и остановил машину у аккуратного участка, наполовину заросшего берёзами. Их белые стволы поднимались высоко в небо.
- Какая красота, - прошептала, вылезая из машины, Алёна.
Да уж, участок был хорош. Ровная зелёная лужайка, раскидистые белоснежные берёзы, солнце, пробивающееся сквозь густые кроны... Забора не было, как и следов пребывания кого-либо в принципе.
Алёна робко шагнула на участок. Навстречу ей из-под берёзы выскочил ёжик, замер на мгновение, и побежал, смешно перебирая длинными задними лапками.
- Боже мой, ёжик... - умиленно выдохнула Алёна и повернулась к мужу:

Фото из личного архива
Фото из личного архива

- Я хочу этот участок! - твёрдо заявила она.

- Мне тоже нравится, - без колебаний согласился Игорь.

Всё оказалось так просто... Участок был абсолютно ничей. Предыдущий владелец отказался от него и уехал куда-то далеко. Ухаживали за участком соседи, то ли чтобы красота не пропадала, то ли чтобы сорная трава не перекинулась на их землю. Алёна с Игорем просто заплатили символический членский взнос, и на следующий день приехали к берёзкам уже на законном основании. Оба были счастливы. Игорь потому, что жена наконец-то оттаяла, а сама Алена просто чувствовала - это её земля, её берёзы, даже смешной ёжик тут её собственный. Она гладила каждое дерево, шептала что-то ласковое. Особенно долго она стояла у самой большой и старой берёзы. Игорь не выдержал и позвал, смеясь :
- Алёнка, ты там не уснула, часом?
Алёна вздрогнула от непрошенного вмешательства мужа, и, гася подступившее раздражение, ответила:
- Иду, иду, Игорь!
Про себя она решила завтра приехать на участок одна. Странное у неё было чувство - будто начала разговор с кем-то очень важным, но не успела договорить. А договорить было обязательно надо.
На другой день Алёна, как и планировала, приехала на участок одна. Она вышла из машины и замерла в нерешительности: и все же зачем приехала? Что ей здесь делать?
- Здравствуйте! - услышала она весёлый женский голос. - Никак, соседи новые?
Обернувшись, Алёна увидела пожилую женщину в явно дачной одежде. Соседка (её звали тётя Люба) оказалась весьма приветливой и дружелюбной. Напоила Алёну чаем, провела экскурсию по своему участку, больше похожему на ботанический сад.

-3

- Какая прелесть, - искренне изумлялась Алёна. - У меня бы в жизни терпения не хватило за всем этим ухаживать! Столько цветов! А розы какие!
- Ничего, милая, на пенсию выйдешь - времени на всё хватит, - смеялась довольная соседка.
- Я очень хочу, чтобы у меня была такая красота! - на прощание сказала Алёна и поехала домой.
Через неделю Алёне позвонил смущенный Игорь, как раз занимавшийся какими-то делами на участке, и попросил срочно приехать. Оказывается, Алёну спрашивал молодой человек, сын соседки тёти Любы.
- Мама умерла, - отрывисто сказал он. - А перед смертью просила участок свой вам отписать. Он у нас приватизирован, но дело это не быстрое, вам придётся подождать. А пользоваться можете хоть сейчас. Я только вещи заберу из домика, и все.
- Как? - опешила Алёна. - Я её и не знаю почти. Да и зачем мне её земля?
Молодой человек сухо ответил:
- Не знаю я, зачем и почему. Но просьбу умирающего надо уважать. Владейте!
Поражённые Игорь и Алёна переглянулись.
- Ничего, малыш, уже сентябрь, за зиму глядишь, одумается, - приобнял жену Игорь.
- Странно это всё, - прошептала Алёна.

***

- Берёза - дерево сильное, - с важным видом говорила подруга Алёны, Катя. - Между прочим, согласно поверьям, в кронах берёз живут духи.
- Злые или добрые? - весело поинтересовалась Алёна.
- Всякие, - захихикала Катя. - Давай за встречу!

***

- Ёжик, ёжик, - дурашливо бегала по участку Алёна. - Где мой ёжик?
- Убежал, - улыбнулся Игорь и отложил молоток. - Скамейка готова.
- А я хочу, чтобы ёжик был здесь! - капризно прокричала Алёна откуда-то из берёз.
- Давай до города доедем, еды купим, - крикнул Игорь. - Стол и скамейка есть, погода супер. Пикник устроим.
- Давай! - отозвалась Алёна и вприпрыжку побежала к машине. Вообще в последнее время у неё было прекрасное настроение. Особенно здесь, на участке. Все заботы отступали, и она чувствовала себя довольным ребёнком.
Минут через тридцать ребята вернулись с полным пакетом провизии. Весело болтая, они подошли к столику и вдруг замерли. На скамейке лежал ёжик. Его маленькие чёрные глазки застыли, и смешные лапки были бессильно раскинуты.
- Боже мой, ёжик... - горько прошептала Алёна.
- Я сейчас уберу, - засуетился Игорь.
Алёна молча отошла в сторону и отвернулась. В её голове эхом звучали собственные слова: "я хочу, чтобы он был здесь".
- Что происходит? - выкрикнула она. - Что здесь, черт возьми, происходит?
- Малыш, ты чего? - испугался Игорь.
- Поехали отсюда! Быстрее!

***

- Я не понимаю, - плакала вечером Алёна. - То соседка, то ёжик... Неужели это я виновата?
Игорь успокаивал жену как мог, но подозрений её не разделял.
- Я туда больше не поеду, - успокоившись, сказала Алёна.
- Хорошо, малыш, - не стал спорить Игорь.

***

До следующей весны Алёна на участок не ездила. Но потом воспоминания стёрлись, а собственные страхи стали казаться детскими и надуманными. Да и апрельское солнце так припекало... Весна пришла ранняя и дружная. К середине апреля снег уже полностью растаял, и свежая зелёная травка росла прямо на глазах. Игорь проводил на даче каждую свободную минутку. И однажды Алёна не вытерпела и поехала с ним.
Сад тёти Любы робко начинал зеленеть. "Эх, сюда бы руки приложить" - с сожалением вздохнула Алёна и твёрдо решила созвониться с сыном соседки и ещё раз отказаться от нежданного наследства. Всё внутри неё противилось этому дару.
- Привет, берёзки! - крикнула Алёна, и они зашумели ветвями в ответ. Мол, здравствуй, хозяйка, мы тоже тебе рады.
- Как же хорошо здесь!
Дни летели за днями. Ребята ездили на дачу часто и с удовольствием. Вот уже стоит забор, выкрашенный Алёной в яркий жёлтый цвет, вот вбиты колышки, обозначающие границы будущего дома.
Но однажды пара приехала на участок сильно поссорившись. Игорь перевёл большую сумму непроверенному поставщику. Алёна была категорически против. Но Игорь не послушал жену. Поставщик ожидаемо растворился в воздухе, а над их маленькой фирмой опять нависли чёрные тучи.
Алёна сыпала обвинениями, Игорь вяло огрызался в ответ. Тяжело ему было и стыдно. Но в Алёну словно бес вселился. Ей, живущей по принципу "семь раз отрежь", необдуманные поступки мужа казались полным бредом. В его фирму она пришла сразу после института, и сумела не только спасти бизнес от разорения, но и в короткое время вывести "в плюс". Однако фирма принадлежала Игорю, и последнее слово, естественно, оставалось за ним.
- Ведь я сто раз говорила, - не успокаивалась Алёна.
- Знаешь что? - не выдержал Игорь. - Это мой бизнес, моё детище, а ты просто пришла на готовое! Так что не смей мне выносить мозг! А лучше поищи себе другую работу!
- Что? - задохнулась от возмущения Алёна. - Если бы не я, ты бы разорился давно! А теперь, значит, работу искать? Да ты только всё портишь! Как бы я хотела, чтобы тебя не было, и я спокойно вела дела сама! Надоел!
Таких крупных ссор у пары ещё не было. Они сами испугались того, что наговорили друг другу и помирились почти моментально. Но слово, как говорится, не воробей...
Утром Игорь не проснулся. Приехавшая бригада скорой помощи констатировала смерть от внезапной остановки сердца, вколола обезумевшей Алёне успокоительное и уехала.
Следующие дни она провела как в тумане. Родителя Игоря организовывали похороны, кто-то подходил к ней, что-то говорил... Она ничего не слышала и не понимала. На кладбище стояла молча и глядела сухими глазами на свежую могилу. Последний раз целуя мужа в холодный лоб, прошептала "прости меня".
После поминок она поехала на участок. На землю уже опускались сумерки. Молча села на скамейку. Мимо проходили спешашие на автобус соседи. Они весело переговаривались друг с другом, отмахиваясь от вечерней мошкары. Алёна сидела, невидимая за высоким забором, и ждала. Наконец наступила тишина.
Алёна подошла к своей любимой березе, самой высокой, самой красивой, и положила руку на ствол.
- За что ты так со мной? - еле слышно прошептала она. Берёза тихо зашелестела в ответ. Ничего не было в этом шелесте, ни вопросов, ни ответов... Но когда Алёна развернулась и пошла прочь, в спину ей прилетел чей-то едва различимый голос :
- Ты хозяйка. Ты так хочешь.
Алёна замерла на секунду и пошла дальше не оглядываясь. Ей было очень больно.
Никто не позволил Алёне вырубить берёзы. Приватизировать участок они с Игорем не успели, а правление СНТ было категорически против. Все знали о её беде ( и откуда все всегда всё знают?), смотрели сочувственно, но были тверды: березовую рощу трогать нельзя!
- Делайте с ним что хотите, - устало сказала Алёна и бросила членскую книжку на стол.
- Вы точно отказываетесь от участка? - спросили её. - У вас там и забор, и зона отдыха уже сделана.
- Абсолютно точно, - ответила Алёна. - Я уезжаю. Ещё не знаю куда, но однозначно очень далеко отсюда.

***

Пожилой председатель задумчиво смотрел ей вслед. Он работал давно, и когда-то слышал те же слова от такого же убитого горем человека, который спешил уехать хоть куда, лишь бы подальше от этого места.
Он не стал говорить Алёне, что тогда, несколько лет назад, он пытался спилить там березу, самую большую, и на другой день потерял жену. Он был стар и хотел спокойно дожить свой век.
- Пусть уезжает, - подумал он. - Дай бог ей всего хорошего.
Берёзы хотят жить. И ждут нового хозяина.

Часть 2