Когда мы говорим "Конан", то все обычно вспоминают героя книг Говарда и персонажа Шварценеггера. Но тут - не тот случай. Герой фильма Тавернье "Капитан Конан" - француз, а не киммериец. И вообще Конан - фамилия и ударение падает на последний слог. Хотя, как и Конан-варвар, он отличный солдат.
Правда, военные действия лейтенант Конан (капитана ему дадут уже после окончания войны) ведет не по правилам. Это, скорее, какие-то индейские приемы, чем те законы войны, которым учат в Сен-Сире. Но Конан военных училищ не кончал. Он и его солдаты из особого отряда отчаянно храбры, отлично знакомы чуть ли не со всеми видами оружия, включая арбалет-гранатомет и пращу. И их не пугает рукопашный бой. Это подлинные герои войны. Надо снять часового, уничтожить вражеский пулемет, привести языка? Посылают Конана. Говорят, "Для кого война, а для кого - мать родна". Конан, безусловно, из последних. Именно на войне он нашел свое место в жизни, именно в бою раскрылись его таланты.
Но... война закончилась. И вместе с ней закончилось все то, что так любил капитан: чувство опасности, близость врага, которая будоражит кровь, схватка, победа. Осталась только рутина армейской жизни: посты, патрули, казарма. Не спасает даже то, что французов послали в столицу Румынии Бухарест. Солдаты Конана также приуныли. Они привыкли быть героями, привыкли, чтобы на них смотрели с восхищением товарищи. Кроме того, сидеть весь день в казарме ску-у-учно... И началось...
Рядом с главным героем, Конаном, можно увидеть его тень, точнее, его противоположность, лейтенанта Норбера. Он честно сражался на войне, хоть и не стал супер-солдатом, как его друг Конан. Но он остался человеком, который может отличить добро и зло. Война не выжгла ему душу, как Конану, не превратила его в машину для убийства. И именно ему командование поручает быть прокурором в военном трибунале, где судят 4 солдат Конана, ограбивших "Стеклянный дворец".
Режиссер Бертран Тавернье задает зрителям сложные вопросы. Где кончается героизм и начинается преступление? Ну, например, может ли герой-фронтовик украсть курицу у крестьянина? Ведь мелочи, да? А свинью? Преступление или проступок совершил французский офицер, спустив с лестницы мужа своей любовницы? А если после этого муж умер от черепно-мозговой травмы? Должно ли что-то мирное население тем солдатам, что защищали его в войну? Или все-таки война - это одно, а грабеж и убийство - другое? Разве может героизм во время войны оправдать преступление, совершаемое после?
Фильм поставлен по роману ветерана первой мировой войны Роже Верселя, который получил за эту вещь Гонкуровскую премию в 1934 году. Как и его герои, он воевал на Восточном фронте, а потом год пробыл в Румынии. Он знал, о чем пишет. И он одним из первых поставил вопрос о пост-военном синдроме в литературе. Это сейчас мы знаем, как тяжело солдату вернуться к мирной жизни после нескольких лет, проведенных в окопах. Но первая мировая стала, извините за тавтологию, первой войной, на которую в таком огромном количестве призвали гражданских лиц. Раньше бои по большей части вели кадровые военные, ополчение собиралось не слишком часто и не в таком масштабе. Люди просто не знали, как война ломает психику. Теперь знают.
И, наверное поэтому этот фильм актуален и сегодня. Ибо люди продолжают воевать и демобилизованные солдаты возвращаются домой...
Фильм был 8 раз номинирован на Сезар, но получил только два приза: лучший режиссер (Б. Тавернье) и лучший актер (Ф. Торртон, сыгравший Конана).
Афиша с сайта https://www.imdb.com/, страницы книги - с сайта https://www.abebooks.co.uk/, остальные картинки - скриншоты.
P.S. Интересно, на чью сторону, Конана или Норбера, вы встанете.