Найти тему

"Капитан Конан" (Capitaine Conan), или Воин и варвар, но не тот

Когда мы говорим "Конан", то все обычно вспоминают героя книг Говарда и персонажа Шварценеггера. Но тут - не тот случай. Герой фильма Тавернье "Капитан Конан" - француз, а не киммериец. И вообще Конан - фамилия и ударение падает на последний слог. Хотя, как и Конан-варвар, он отличный солдат.

Правда, военные действия лейтенант Конан (капитана ему дадут уже после окончания войны) ведет не по правилам. Это, скорее, какие-то индейские приемы, чем те законы войны, которым учат в Сен-Сире. Но Конан военных училищ не кончал. Он и его солдаты из особого отряда отчаянно храбры, отлично знакомы чуть ли не со всеми видами оружия, включая арбалет-гранатомет и пращу. И их не пугает рукопашный бой. Это подлинные герои войны. Надо снять часового, уничтожить вражеский пулемет, привести языка? Посылают Конана. Говорят, "Для кого война, а для кого - мать родна". Конан, безусловно, из последних. Именно на войне он нашел свое место в жизни, именно в бою раскрылись его таланты.

-2

Но... война закончилась. И вместе с ней закончилось все то, что так любил капитан: чувство опасности, близость врага, которая будоражит кровь, схватка, победа. Осталась только рутина армейской жизни: посты, патрули, казарма. Не спасает даже то, что французов послали в столицу Румынии Бухарест. Солдаты Конана также приуныли. Они привыкли быть героями, привыкли, чтобы на них смотрели с восхищением товарищи. Кроме того, сидеть весь день в казарме ску-у-учно... И началось...

-3

Рядом с главным героем, Конаном, можно увидеть его тень, точнее, его противоположность, лейтенанта Норбера. Он честно сражался на войне, хоть и не стал супер-солдатом, как его друг Конан. Но он остался человеком, который может отличить добро и зло. Война не выжгла ему душу, как Конану, не превратила его в машину для убийства. И именно ему командование поручает быть прокурором в военном трибунале, где судят 4 солдат Конана, ограбивших "Стеклянный дворец".

Норбер (С. Ле Бьян).
Норбер (С. Ле Бьян).

Режиссер Бертран Тавернье задает зрителям сложные вопросы. Где кончается героизм и начинается преступление? Ну, например, может ли герой-фронтовик украсть курицу у крестьянина? Ведь мелочи, да? А свинью? Преступление или проступок совершил французский офицер, спустив с лестницы мужа своей любовницы? А если после этого муж умер от черепно-мозговой травмы? Должно ли что-то мирное население тем солдатам, что защищали его в войну? Или все-таки война - это одно, а грабеж и убийство - другое? Разве может героизм во время войны оправдать преступление, совершаемое после?

Конан (Ф. Торртон).
Конан (Ф. Торртон).

Фильм поставлен по роману ветерана первой мировой войны Роже Верселя, который получил за эту вещь Гонкуровскую премию в 1934 году. Как и его герои, он воевал на Восточном фронте, а потом год пробыл в Румынии. Он знал, о чем пишет. И он одним из первых поставил вопрос о пост-военном синдроме в литературе. Это сейчас мы знаем, как тяжело солдату вернуться к мирной жизни после нескольких лет, проведенных в окопах. Но первая мировая стала, извините за тавтологию, первой войной, на которую в таком огромном количестве призвали гражданских лиц. Раньше бои по большей части вели кадровые военные, ополчение собиралось не слишком часто и не в таком масштабе. Люди просто не знали, как война ломает психику. Теперь знают.

-6

И, наверное поэтому этот фильм актуален и сегодня. Ибо люди продолжают воевать и демобилизованные солдаты возвращаются домой...

-7

Фильм был 8 раз номинирован на Сезар, но получил только два приза: лучший режиссер (Б. Тавернье) и лучший актер (Ф. Торртон, сыгравший Конана).

Афиша с сайта https://www.imdb.com/, страницы книги - с сайта https://www.abebooks.co.uk/, остальные картинки - скриншоты.

P.S. Интересно, на чью сторону, Конана или Норбера, вы встанете.