На полпути из Вана в Догубаязит за тонированным окном турецкой маршрутки поменялся пейзаж: километрах в 10 от Чалдырана дорога вьётся среди чёрных лавовых полей. Легендарный Арарат, висящий над Ванской котловиной Сюпхан, одаривший людей обсидианом Немрут, лавовые каньоны притоков Аракса - Армянское нагорье изобилует вулканами. За Чалдыраном преграждает путь ещё один представитель этого семейства - огромный плоский трёхголовый Тендюрек (3533м). Извергался он в последний раз в 1855 году, но название своё вписал не в геологию или историю катастроф, а в религию:
В 387 году погрязшая в олигархии Великая Армения была разделена между Персией и Римом, от которых через войны и распады две половины бывшей страны достались Арабскому халифату и Византии. И под игом мусульман армяне крепко держались за свою церковь и католикоса, а вот в православной Византии быстро включились в её безумную религиозную жизнь.
Не вполне очевидно, что именно армянские императоры активнее всего поддерживали иконоборцев, а катары до богумилы произошли от павликиан - воинственной армянской секты, укоренившейся в крепости Тефрика между Сивасом и Эрзурумом. Ну а в глухих долинах у подножья Тендюрека с 830-х годов стали появляться странные люди, коих в наше время наверное обозвали бы "грязными хиппи".
Что под халифом, что под василевсом реальная власть в Армении принадлежала не наместнику, а нахарарам - всё той же княжеской олигархии, что погубила когда-то независимость страны. Тем более не чувствовали смены сюзеренов над своими господами шинаканы - крепостные крестьяне, и хуже князя для них мог быть только настоятель монастыря! В прекрасном Татеве гиды вряд ли расскажут о том, что его основание сопровождалось крестьянским восстанием в отданных монастырю деревнях. Конечно, жестоко подавленном... Иные понимали, что насилие - не выход, ибо государевы люди его чинить умеют всяко лучше. Для таких-то и стали выходом секты, и параллельно с воинственными павликианами на сцену вышли тондракийцы, название своё получившие от первой общины, сплотившейся вокруг некоего Смбата Зарехаванци у подножья Тендюрека:
Что проповедовал он - теперь точно не ясно, но судя по тому, что к тондракийцам после своего разгрома бежали многие павликиане, догматика двух сект была весьма схожа и между собой, и с "мировой ересью" манихейства, корнями уходя куда-то в диалектические дебри зороастризма. Павликиане учили, что всё духовное - от Бога, а все материальное - от Дьявола, а стало быть мир заведомо создан вопреки человеку, а сатанист - всякий, кто называет своим богом Творца.
В других источниках, однако, утверждается, что тондракийцы отрицали бессмертие души и загробную жизнь, но по тем временам заподозришь скорее просачивание сюда буддизма по азиатским торговым путям, чем научный атеизм. При всём том позиционировали себя тондракийцы как последних истинных христиан, а спасение видели они в возврате к катакомбам. Тондракийцы отрицали кресты и иконы, церковные праздники и обряды, не признавали санов и сословий, не строили храмов и даже не рушили их. Хроник тондракийцы тоже не вели, даром что большинство из них были неграмотны, а в хрониках тогдашних государств больше известна именно социальная сторона этой секты.
В отличие от павликиан, основу тондракийцев составляла сельская молодёжь, просто бежавшая в глухие долины, образуя небольшие, неприметные издалека, предельно автономные коммуны. В тех коммунах не было официальной иерархии и прописных законов, любая вещь или еда считались общими, позиционировалось равенство полов, а отрицание брака как клятвы на верность давало большой простор для свободных отношений.
Постепенно тондракийство стало проникать и в города, где выглядело скорее субкультурой, чем ересью, однако к 11 веку понемногу хипповать начинали и дворяне, и даже священники. Конечно, власти пытались с этим бороться, в церковных документах тондракийцы упоминались с эпитетами вроде "богомерзких" или "ненавистных" - но не сказать, чтобы на деле эта борьба шла уж очень активно. Это павликиане когда-то захватили Эфес и устроили конюшню в кафедральном соборе, а тондракийцы сидят себе по долинам и сидят - у Армении других проблем хватает!
Самой серьёзной проблемой оказались сельджуки, в середине 11 века сделавшиеся хозяевами этих мест. Проецируя на наши реалии - что сделала бы с хиппи военная диктатура? Наверное, отправила бы в лагеря - большинство тондракийцев дни свои кончили в рабстве... И тем не менее сама секта пережила те времена - отдельные упоминания о тондракийцах и павликианах проскакивают в документах Армянской церкви вплоть до 19 века.