По пути в Таллин проехали городок Кейла (9 тыс. жителей), при немцах Кегель, основанный датчанами в 1241 году как церковный приход. В последующие века это была деревня, пошедшая в рост с постройкой Балтийской железной дороги (1870), а особенно - с 1905 года, когда здесь ответвилась линию на Хаапсалу. Но хотя облик центра тут вполне городской, официально городом Кейла стала лишь в 1938 году.
Завернули к станции. Типовой деревянной вокзал Балтийской железной дороги - в Палдисках почти такой же:
Собственно, Михайловская кирха, вокруг которой тут крутилась жизнь до постройки железной дороги:
Но средневековы в ней только нефы, а башня - лишь удачная стилизация 19 века. Портал - тоже, да не совсем: новодел по мотивам старого, практически стёртого за века погодой:
Главное здесь - старое кладбище, где есть в том числе кресты-в-круге, которые тут называют "шведскими":
А в 1862-1949 годах неподалёку стоял редчайший (но всё же не единственный, как пишет вики) в Российской империи памятник Мартину Лютеру, сделанный по заказку барона Георгия фон Мейердорфа Петром Клодтом, автором коней Аничкова моста в Петербурге. В Ревеле его поставить, впрочем, не разрешили, и Мейендорф установил монумент на принадлежавшей ему земле. Кроме того, это был первый памятник с надписями на эстонском.
А вообще, тут много всего - мызы, корчмы, кирхи, советские руины... Западные окрестности Таллина пожалуй самое "плотное" место Эстонии (хотя и далеко не самое интересное!). Вот скажем руины постоялого двора "Золотое солнце" 18 века на Старо-Гапсальской дороге, по которой мы возвращались в Таллин.