В детстве я смеялся до слёз над этим анекдотом:
Заяц спрашивает:
- Ты что такой грустный, Потапыч?
- В армию забирают.
- А давай я тебе все зубы выбью, тогда не призовут.
- Давай!
Спустя месяц снова встречаются:
- Ну что, Потапыч, не взяли? Из-за зубов?
- Плошкоштопие нашли.
Увы или ура, в настоящей армии мне не довелось, не довелось. Резко упавшее в школе зрение ограничило мою пригодность исключительно до штыкового боя. Две операции на глаза, не считая мелочей - лазерное укрепление сетчатки и т.п. А там и призывной возраст прошёл.
Поэтому о реальной дедовщине в армии только слышал и/или читал, и то мало, никогда не интересовался специально. Но кое-что могу рассказать о дедовщине в ресторане.
Как раз в комментариях спрашивали об этом, вот добросовестно отвечаю хотя бы здесь.
Само собой, дедовщина есть, но в разных вариантах:
1. Вариант самый, пожалуй, распространённый - когда новенький официант выполняет всю или почти всю "грязную работу" за старших. То есть - натирает приборы больше других, натирает стекло чаще других (если это не делает бармен, во всяком заведении свои правилы), пополняет салатницы, солонки, перечницы и т.д.
Обычно этим занимается стажёр, который вообще только-только пришёл в заведение, ещё не сдал меню, ещё ничего не знает, поэтому ему доверяют самую примитивную работу: и он при деле, и мы посмотрим, как он вообще - быстро работает или тормоз, наблюдает вообще за нашей работой или ни в чём не заинтересован, задаёт уместные вопросы или любит просто потрещать впустую, пьёт ли замечательное кофе капучино с корицей погорячее, ну такие вещи.
Это ещё не совсем дедовщина, это нормальное начало стажировки. Всё равно ведь ничего не умеет, меню не знает, нумерацию столов не знает - как его в зал пустить? даже если с опытом?
Стажировка чаще всего не оплачивается. Но вот бывший коллега отработал лето в городе Санкт-Петербург в заведении, куда ходят Настя Ивлеева и Артемий Лебедев, там стажировка оплачивалась.
А вот когда стажёр уже сдал меню и официально допускается к работе - обычно ему сперва дают вести один стол, самый маленький, как правило. То есть он уже в зале, он уже вроде как работает, но обслуживает только тех гостей, которые садятся за "его" стол. Таким образом, бóльшую часть времени такой официант в простое. И тогда, чтобы не бездельничал, ибо это вредно для ума, который иногда начинает работать, такой официант продолжает натирать стекло и приборы. Хотя, вроде как, считается уже наравне с остальными.
Но у остальных может быть 10 столов, а у этого сейчас 0 - понятно, что он будет приносить пользу хотя в подготовке так называемых "расходников".
А когда приборы и стекло заканчиваются (они же не бесконечные), такому официанту говорят: "Убери стол", "Забери грязную тарелку", "Протри холодильник".
Когда будет готов стафф - обед для персонала - образуется очередь из "старших" официантов в первую очередь, а "молодой", скорее всего, пойдёт последним. Потому что ну нифига себе - они же тут носятся часами, а он стоит на месте: кто больше устал?
А если со стороны посмотреть - все официанты носятся с тарелками и требуют свои заказы от бармена и кухни, а один, белая ворона, стоит прохлаждается, бокалы гоняет.
2. Вариант второй - когда новому официанту не доверяют вести "особенных" гостей. Это могут быть какие-то проблемные гости, это может быть знакомый или родственник владельца заведения, да что угодно.
Это тоже не совсем дедовщина, ведь в самом деле может наломать таких дров, а из них заварить такую кашу, что мы потом очень долго будем извиняться. Но это становится дедовщиной, когда под этим удобным предлогом начинающему официанту могут не давать самых денежных гостей, о которых наперёд известно, что они оставляют много чаевых.
И вместо этого отправляют обслуживать, например, тех, кто никогда не оставляет.
Кстати - грубое обращение к новым официантам - это уже недопустимо ни в каком нормальным заведении. Там и так стресса достаточно; грубость официанта к коллеге на работе - патология, вывих больной психики.
3. Вариант третий - когда сами гости просят не пускать к ним новых официантов, просят, чтобы их обслуживал только ты, например.
У меня такое было не раз и не два, началось ещё в год Универсиады, когда я пришёл на смену чуть позже остальных - менеджер разрешила мне поспать чуть дольше, ибо работал двадцатую смену подряд, не было персонала, а гостей было, напротив, очень много.
И вот я переодеваюсь и выхожу в зал, уже вижу грязные тарелки на столах, начинаю собирать. Гости меня видят и вместо "здравствуйте" говорят что-то типа:
- А давайте только вы нас будете обслуживать, пожалуйста? А то эти ваши девочки ваще не это самое.
Позже я передал это менеджеру, и та сказала, что она не против, если я не против. А я как раз был "за" - то были одни из самых прибыльных гостей, и даже не в плане чаевых, хотя и это тоже, но они обедали всегда на 2-2,5 тысячи в среднем (деньги 8-летней давности), а это жирный плюс к % от продаж.
Таким образом, новеньких официантов перекрыли доступ к этим гостям, если на смене был великолепный я.
Это повторилось в другом заведении, когда на летний период мы набрали несколько дополнительных официантов. Один из них попытался принять заказ у нашей постоянной гостьи, та попросила позвать меня и сказала, когда я подошёл:
- Пожалуйста, не пускайте ко мне этих ваших новеньких, я нервничаю.
То есть, получается, иногда в самом деле бывает такое, что "старшие" официанты обслуживают некоторых гостей исключительно сами, не пуская к ним "молодых" - по просьбе самих гостей.
Вообще, по моему простецкому мнению, любые проявления дедовщины в ресторане - следствия бездарного обучения, непроработанного этапа внедрения в работу, а также личной незаинтересованности в результате. То есть, когда новые официанты обучаются хаотично и по-разному, а работу им доверяют не по обкатанному регламенту, а по настроению.
Новый официант может сообщить менеджеру о дедовщине, безусловно. Что с этим сделает менеджер - одному Аллаху ведомо, ибо признать дедовщину - это признать пробелы в собственной работе, а не признать - это отрицать очевидное.