В январе 2004 года в Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная юбилею Переяславской рады. И всем стало неловко.
Бывают такие юбилеи, которых лучше бы не было – сплошной конфуз и неудобство вместо праздника. Так было с тысячелетием крещения Руси в 1988 году или с пятидесятилетием смерти Сталина в 2003-м.
18 января 2004 года подкатила очередная круглая дата, которой никто особенно не рад – 350 лет Переяславской Рады.
Это событие россияне раньше именовали «воссоединением Украины с Россией», теперь же аттестуют более осторожно — «вхождение Левобережной Украины в состав Российского государства».
Впрочем, многим братьям-украинцам лингвистические политесы «москалей» до лампочки, у них свое мнение, солидарное со словами одного украинского классика: «А Богдан, собачий сын, продал Украину». По их мнению, праздновать нечего за отсутствием повода, «официально» отменного ими лет десять назад – в 90-х годах гетман украинского казачества Вячеслав Чорновил денонсировал Переяславское соглашение.
Мудрено ли, что сейчас оба юбиляра вместо пышных славословий неловко-натужно молчат.
На Украине, скрепя сердце, ограничились выпуском монеты в 10 гривен к 350-летию «вхождения Украины в состав России на правах политической автономии» да созданием оргкомитета празднования, члены которого мгновенно переругались и один за другим хлопнули дверью. Россия же, похоже, решила просто затаиться от греха подальше. Едва ли не единственным, кто вспомнил о круглой дате, оказался Исторический музей – 9 января там открылась выставка «Переяславская рада».
Инициатива заслуживает доброго слова хотя бы за то, что вспомнили о событии, имевшем плохие ли, хорошие, но всяко колоссальные последствия для обеих стран. В трех залах выставлено более 250 экспонатов, многие из которых уникальны. По большей части ими вложился второй соорганизатор выставки – редкостные подлинники документов предоставил Российский государственный архив древних актов.
Впрочем, никаким имперским демаршем и не пахнет – авторы выставки старались не обидеть соседей и аккуратно обойти наиболее торчащие углы.
Все житье Украины «под Польшей», знаменитый «Потоп» и собственно присоединение уместились в одном небольшом зале.
Основная же часть экспозиции посвящена глобальным последствиям Рады – взаимному влиянию украинской и русской культур. Что греха таить, на момент присоединения украинская культура находилась на более высоком уровне, малороссы были более образованны, и немудрено, что в обескровленной Смутным временем России многие их них сделали выдающуюся карьеру. Символичным выглядит перекличка между портретом щирого казачьего сотника Саввы Туптало
и иконой с изображением Святителя Дмитрия, митрополита Ростовского.
В миру общероссийский святой звался Даниилом Саввичем Туптало и украинскому сотнику доводился сыном. «Малороссийский след» представлен во всей полноте – музыкальные инструменты и нотные записи, тексты Симеона Полоцкого, украинские иконы из московской церкви на Покровке, красивейший килим (ковер) «Аполикань», изображающий, как следует из названия, никогда не виданную птицу пеликана.
Завершает экспозицию XVIII век, по которому вновь понеслись галопом – Петр Первый, Мазепа, последний гетман Кирилл Разумовский, жалованные грамоты императриц Елизаветы и Екатерины II на привилегии городу Киеву, который даже во второй половине XVIII века по-прежнему управлялся по магдебургскому праву.
В финале-таки не удержались и показали украинцам традиционный шиш в кармане, напомнив о «крымском вопросе» демонстрацией первой карты российского города Севастополя.
Торопливость и фрагментарность экспозиции понятны и простительны – вряд ли возможно на одной небольшой выставке адекватно представить столь сложную проблему. Но одна недоработка раздражает очень сильно – сделав упор на подлинные документы тех времен, устроители не удосужились дать даже фрагментарный перевод, в лучшем случае ограничившись пересказом. От пересказов истории всех уже тошнит, а самому услышать свидетелей не получается – документы XVII века сегодня читаемы немногим лучше шумерской клинописи.
Хотя, возможно, все дело в той же политкорректности. Ну приятно ли сегодня «незалежникам» слышать речь «батьки Хмеля» на Переяславской раде: «Уже шесть лет живем без пана в нашей земле в безпрестанных бранех... что уж велми нам всем докучило, и видим, что нелзя нам жити боле без царя...»? Что уж говорить о решении Рады: «Волим под Царя Восточного, православного... Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есми во веки всы едино были!».
_________
Это моя старая рецензия на старую выставку, она написана 12 января 2004 года.
Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Двинулись земли низы. Том 1. Двадцатые - https://author.today/reader/99947/793448
После страшной междоусобной войны пятеро 20-летних мальчишек-ветеранов, выживших в кровавой купели, встретились в стенах первой Академии новой Империи. Они пришли сюда научиться чему-нибудь, кроме как убивать. И это у них получилось.
Роман-мозаика в лицах о пятерых юношах, живших в одной комнате общежития Московской горной академии в двадцатые годы двадцатого века.
Если вам понравится - я буду очень рад.